Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск
Том 10, № 5 (2014)
https://doi.org/10.15360/1813-9779-2014-5

ОБЗОРЫ И КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

69-86 2524
Аннотация

Во второй части обзора рассматривается проблема сурфактанттерапии острого респираторного дистресссиндрома (ОРДС) у взрослых и детей младшего и старшего возраста. Излагаются сведения о результатах сурфактанттерапии и профилактики ОРДС у больных с тяжелой комбинированной травмой, ингаляционными поражениями, осложнениями при тяжелых расширенных операциях на грудной клетке, при тяжелых пневмониях, в том числе при двусторонней пневмонии на фоне гриппа A/H1N1. Представлены данные о применении сурфактанта в акушерской клинике и профилактике первичной дисфункции легочного трансплантата при трансплантации легких. Обсуждаются результа ты многолетнего использования сурфактанттерапии в России, свидетельствующие о возможности существенного (до 20%) снижения уровня смертности при ОРДС. Кроме того, рассмотриваются примеры сурфактанттерапии других заболеваний легких, таких как стойкие ателектазы, ХОБЛ и бронхиальная астма, а также туберкулез легких.

РЕАНИМАЦИЯ. ПОСТРЕАНИМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

59-68 1572
Аннотация

Цель исследования: установить значение уровня экспрессии белка GDNF в развитии процесса гибели клеток Пуркинье мозжечка после ишемииреперфузии.

Материалы и методы. У крыс разного пола вызывали 10минутную остановку системного кровообращения, вызванную пережатием сосудистого пучка сердца. На разных сроках постреанимационного периода исследовали состояние высокочувствительной к гипоксии нейрональной популяции клеток Пуркинье мозжечка. При гистологическом анализе на препаратах, окрашенных крезиловым фиолетовым по Нисслю, определяли общее число клеток Пуркинье на 1 мм длины их слоя. При иммуноцитохимическом анализе определяли число GDNFпозитивных (слабо и сильноокрашенных) и GDNFнегативных нейронов на 1 мм длины их слоя, а также общую плотность популяции.

Результаты. С помощью гистологических и иммуноцитохимических исследований у реанимированных самцов и самок крыс определена динамика развития процесса гибели нейронов в популяции клеток Пуркинье мозжечка и выявлены постреанимационные изменения уровня экспрессии белка GDNF. Установлено, что у животных разного пола в популяции клеток Пуркинье развиваются однотипные и однонаправленные постреанимационные изменения. Первоначальный подъем уровня экспрессии белка GDNF в нейрональной популяции позволяет предупредить развитие процесса гибели нервных клеток. Последующее уменьшение уровня экспрессии GDNF сопровождается выпадением (гибелью) нейронов. При этом гибели подвергаются GDNFотрицательные клетки. Обнаружены особенности, связанные с половой принадлежностью организма: у самцов сдвиги уровня экспрессии GDNF в популяции клеток Пуркинье, а также процессы гибели нейронов развиваются раньше, чем у самок.

Заключение. Выявлена взаимосвязь между изменениями уровня экспрессии белка GDNF и развитием процесса гибели нейронов в постреанимационном периоде. Показано, что уровень экспрессии белка GDNF является важным фактором, влияющим на устойчивость нейронов к гибели в постреанимационном периоде. Это обуславливает перспективность применения GDNF для разработки подходов к защите мозга при ишемииреперфузии.

ТРАВМА. КРОВОПОТЕРЯ

6-17 1420
Аннотация

Цель исследования. Изучить особенности изменений кожного кровотока при кровопотере и после ее восполнения.

Материалы и методы. Эксперименты проведены на 22 беспородных крысахсамцах массой 400—550 г под наркозом нембуталом или хлоралгидратом. С целью измерения артериального давления (АД), забора и реинфузии крови катетеризировалась хвостовая артерия. Кожный кровоток регистрировали в области правого уха методом лазерной допплеровской флоуметрии. Моделью служила одночасовая гиповолемическая гипотензия с последующей аутогемотрансфузией. Объем кровопотери определялся условием поддержания АД около 50 мм. рт. ст. к 60й мин гипотензии. Определялись следующие параметры кожного кровотока: показатель микроциркуляции (ПМ), относительные перфузионные единицы (пф.ед.); методом вейвлетанализа определялись максимальные амплитуды колебаний кровотока (флаксмоций) в диапазонах частот, принятых соотносить с «активными» и «пассивными» механизмами регуляции микроциркуляции. Статистическую обработку данных проводили с использованием программы Statistica 7.0. Результаты представлены в виде Me (25%; 75%).

Результаты. Животные были разделены на группы в зависимости от объема кровопотери: ниже (Н) и выше (В) среднего значения. На 60й минуте гипотензии АД в обеих группах составило в среднем 53 мм рт. ст., но при этом в группе Н отмечалась тенденция (р<0,1) к большему значению ПМ, была больше амплитуда флаксмоций в нейрогенном (Ан) и дополнительном (Адоп) частотных диапазонах (р<0.05), чем в группе В. К 60й минуте реинфузии крови в группе В все анализируемые показатели вернулись к исходным значениям (за исключением тенденции (р<0,1) к более низким значениям ПМ), в то время как в группе Н АД оставалось ниже исходной величины этого показателя. В этот же период наблюдения в группе Н амплитуды флаксмоций в диапазонах Ан и Адоп были выше, а значения ПМ и АД ниже, чем в группе В (р<0.05).

Заключение. Увеличение амплитуды флаксмоций во время развития гиповолемической гипотензии и в периоде реинфузии сопряжено с индивидуально-типологической способностью животного компенсировать кровопотерю и направлено на поддержание кровотока в условиях гипоперфузии тканей.

18-26 1126
Аннотация

Цель исследования — оценить клиническую и прогностическую значимость уровней липополисахаридсвязывающего протеина (ЛПССП) и лактата в крови пациентов с политравмой в критическом состоянии.

Материал и методы. Проведен анализ результатов обследования пострадавших с политравмой в критическом состоянии, которые ретроспективно были классифицированы в соответствии с критериями ACCP/SCCM (1992 г.): SIRS (n=18), локальная инфекция (n=36), сепсис (n=27), тяжелый сепсис (n=12) и септический шок (n=6). Случай считали инфекцией при установлении источника инфекции и его микробиологическом подтверждении. Содержание ЛПССП в сыворотке крови определяли на иммунохемилюминесцентном анализаторе «IMMULITE ONE» (США), лактата в цельной венозной крови — на анализаторе «Roche Omni S» (Германия).

Результаты. У 81% пациентов с политравмой к 5—7 суткам отмечается развитие инфекционных осложнений; у 45% к 8—10 суткам диагностируется сепсис, тяжелое течение которого характеризуется присоединением полирезистентной грамотрицательной микрофлоры. Установлено раннее увеличение концентрации и частоты встречаемости диагностических уровней липополисахаридсвязывающего протеина (ЛПССП) в сыворотке крови у пациентов с политравмой до микробиологического подтверждения инфицирования. Показана сильная прямая корреляционная связь между уровнями лактата и ЛПССП.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о диагностической и прогностической значимости ЛПССП и лактата и о возможности использования этих показателей в качестве ранних маркеров гнойносептических осложнений.

27-32 16112
Аннотация

Кровопотеря является сложным патологическим процессом с неизученным до конца механизмом. Особое звено, которое задействовано при кровопотерях, это реология крови. Целью нашей работы было комплексное исследование реологических свойств крови при экспериментальной кровопотере различной степени тяжести: агрегируемости и деформируемости эритроцитов, вязкости плазмы, гематокрита.

Материал и методы. Моделировали кровопотерю разных стадий у наркотизированных животных. Реологические свойства крови изучали с помощью «Georgian technique», метода мембранной фильтрации, «капиллярного метода» и метода стандартного центрифугирования. Анализ данных проводили статистическими программами Оrigin 4.1. (Microcat.Software.Inc) и Microsoft Excel.

Результаты. Агрегируемость эритроцитов достоверно увеличивалась по сравнению с контролем на 10, 25, 44%, деформируемость уменьшалась по сравнению с контролем на 12, 13 и 15% при первой, второй, третьей степени кровопотери, соответственно. Дельта вязкости была недостоверной (как в самих подгруппах — при различных степенях кровопотери, так и по сравнению с контролем), гематокрит при кровопотере в сравнении с контролем увеличивался недостоверно.

Заключение. Для комплексной оценки степени кровопотери необходима минимальная совокупность гемореологических параметров — показатели агрегируемости и деформируемости эритроцитов, вязкости крови, гематокрита. Основой контроля реологических параметров массивной кровопотери являются особенности агрегации эритроцитов.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

33-43 1398
Аннотация

Цель исследования. Проверить гипотезу о том, что периоперационное использование омега3 полиненасыщенных жирных (О3 ПНЖК) кислот в виде внутривенной инфузии снизит риск возникновения послеоперационной фибрилляции предсердий (ПОФП) у пациентов ИБС, оперированных в условиях искусственного кровообращения (ИК).

Материалы и методы. Проспективное двойное слепое плацебо контролируемое исследование 39 пациентов. Пациенты были рандомизированы на 2 группы: (1) — 18 пациентам проводили инфузию О3 ПНЖК (Омегавен, Фрезениус Каби, Германия), начиная перед индукцией в анестезию в дозе 200 мг/кг/сут на протяжении первых суток и 100 мг/кг/сут со 2х по 7е сутки после операции. (2) — 21 пациент получали плацебо (Интралипид, Фрезениус Каби, Германия) в эквивалент ной дозе. Первичной конечной точкой была свобода от ПОФП на протяжении 2х лет после операции. ПОФП исследовали с использованием имплантируемого подкожно аппарата для длительного мониторирования сердечного ритма (Reveal XT, Medtronic, США). Опрос монитора проводили на 10е сутки, 3, 6, 12 и 24 месяц после операции.

Результаты. ПОФП наблюдалась у 4х (19%) пациентов группы плацебо и 5 (27,8%) пациентов группы О3 ПНЖК на 10 сутки после операции (р=0,88). За 2 года наблюдения ПОФП выявлена у 5 (27,8%) пациентов группы контроля и у 6 (35,3%) пациентов группы О3 ПНЖК (р=0,9). Продолжительность ПОФП была ассоциирована с риском повторных госпитализаций вследствие декомпенсации сердечной недостаточности (коэффициент регрессии 0,24, стандартная ошибка 0,02, р<0,0001; R2=0,74).

Заключение. Результаты проведенного исследования не подтверждают эффективности периоперационного использования О3 ПНЖК с целью профилактики ПОФП.

КРИТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПЕДИАТРИИ И НЕОНАТОЛОГИИ

44-51 1551
Аннотация

Цель работы: оценка эффективности ингаляционной сурфактанттерапии у новорожденных с дыхательной недостаточностью.

Материал и методы. В исследование включено 13 недоношенных новорожденных с гестационным возра
стом 31,8±2,8 нед., массой тела при рождении — 1825±600,9 г. Оценка по шкале Апгар на первой минуте жизни составляла 4,3±1,4 балла. При рождении в проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) нуждались все новорожденные, т.к. ведущим симптомом была дыхательная недостаточность, обусловленная острой интранатальной гипоксией, неонатальной аспирацией околоплодными водами, респираторным дистресссиндромом и церебральной ишемией. Новорожденным с РДСН на 3—5 минутах жизни вводился куросурф в дозе 174,7±21 мг/кг. У всех детей, включенных в исследование, отмечалось тяжелое течение заболевания, длительное проведение ИВЛ. После стабилизации состояния, для сокращения продолжительности ИВЛ новорожденным в комплексной терапии проводилась ингаляция сурфактантаБЛ. Доза препарата составляла 75 мг.

Результаты. После ингаляции препарата сурфактантБЛ у 69,2% новорожденных восстановилось эффективное самостоятельное дыхание, проведена успешная экстубация. Медиана продолжительности ИВЛ после проведения ингаляции сурфактанта БЛ составила 22 часа (4—68 часов). Случаев повторной интубации после проведения ингаляционной терапии не было. После ингаляции сурфактантаБЛ на ИВЛ в режиме контроля оставалось 30,8% (4) пациентов, из них 3м детям проводилась высокочастотная ИВЛ. У них проведение ингаляции сурфактантаБЛ позволило изменить режим респираторной поддержки и снизить параметры ИВЛ.

52-58 1064
Аннотация

Цель исследования. Оценить лабораторные и клинические эффекты комбинированной внутривенной лазерной терапии у детей младшего возраста с термическими травмами в острый период ожоговой болезни.

Материалы и методы. Обследовали детей (n=40), средний возраст которых составил 2,67±0,35 года, термические поражения — 25,05±1,01% от общей площади поверхности тела, из них IIIа—IIIб степени — 19,04±0,85%. В группе сравнения (n=15) проводилась общепринятая терапия без учета и коррекции исходных и текущих гемостазиологических нарушений. В основной группе(n=25) помимо общепринятой терапии с 1х суток проводились: программируемая антикоагулянтная терапия и внутривенная лазерная терапия при различных частотах облучения аппаратом лазерной терапии «Мустанг 20002+» (патент на изобретение №2482894). Курс лазерной терапии составлял от 6 до 16 процедур. Оценивались и сравнивались следующие изучаемые параметры: число лейкоцитов, лейкоцитарный индекс интоксикации, уровень молекул средней массы в плазме больных при длине волны 254 нм, токсогенная зернистость нейтрофилов, сроки отхождения раневого экссудата, площади оперативной пластики и сроки госпитализации.

Результаты. В сравнительном аспекте у пациентов основной группы показаны положительные лабораторные и клинические эффекты проводимой комбинированной внутривенной лазерной терапии в комплексном лечении ожоговой болезни у детей младшего возраста. Достоверное снижение уровня воспалительной реакции и эндогенной интоксикации приводило к более быстрому очищению ожоговых ран, активной эпителизации, сокращению объемов оперативной пластики.

Заключение. Комбинированная внутривенная лазерная терапия у детей младшего возраста с термическими поражениями до 40% в острый период ожоговой болезни достоверно обладает противовоспалительными и детоксикационными эффектами. Купирование системной воспалительной реакции методом комбинированной внутривенной лазерной терапии инициирует ранние регенеративные
процессы в ожоговой ране, способствует сокращению объемов оперативной пластики и сроков госпитализации, что оптимизирует терапию ожоговой болезни.

Хроника



ISSN 1813-9779 (Print)
ISSN 2411-7110 (Online)