Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск
Том 17, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

ОБЗОРЫ И КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

65-77 926
Аннотация

Актуальность пристальной клинической оценки поражения центральной нервной системы вирусом SARS-CoV-2 определяется низкой специфичностью ряда неврологических симптомов, сложностью объективизации жалоб пациента, неоднородной осведомленностью и настороженностью по поводу имеющегося спектра неврологических симптомов COVID-19, низкой частотой патологических изменений по данным нейровизуализации.

Цель обзора. Выявление особенностей симптоматики и патогенеза поражения центральной нервной системы при COVID-19 на основе анализа данных клинической практики.

Из более 200 первично отобранных источников литературы различных баз данных (Scopus, Web of science, РИНЦ и др.) для анализа выбрали 80 источников, из них — 72 источника, опубликованных в течение последних лет (2016-2020 гг.). Критерием исключения источников служили малая информативность и устаревшие данные.

Клиническая картина поражения центральной нервной системы при COVID-19 включает в себя: нарушение обоняния (5-98% случаев), нарушение вкусовой чувствительности (6-89%), дисфонию (28%), дисфагию (19%), количественные и качественные нарушения сознания (3-53%), головную боль (0-70%), головокружение (0-20%), менее 3% случаев — нарушение зрения, слуха, атаксию, судорожный приступ, инсульт. Анализ данных литературы позволил выделить следующие значимые механизмы воздействия высококонтагиозных коронавирусов (в том числе вируса SARS-CoV-2) на центральную нервную систему: нейродегенерация (в том числе цитокининдуцированная); церебральный тромбоз и церебральная тромбоэмболия; повреждение нейрососудистой единицы; иммуноопосредованное поражение нервной ткани, приводящее к развитию инфекционно-аллергического демие-линизирующего процесса.

Рассмотрели симптомы поражения нервной системы при COVID-19, такие как головная боль, головокружение, нарушение обоняния и вкусовых ощущений, изменение уровня сознания, бульбарные нарушения (дисфагия, дисфония). Соответственно, проанализировали данные о возможных путях проникновения SARS-CoV-2 в центральную нервную систему и механизмы поражения нервной ткани.

По результатам проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы показали высокую частоту и полиморфность симптомов поражения центральной нервной системы, а также важную роль сосудистого поражения головного мозга и нейродегенерации в патогенезе COVID-19.

78-98 1066
Аннотация

Цель. Патогенетическое обоснование возможного использования препаратов группы сукцинатов при COVID-19 в условиях гипоксии на основе анализа экспериментальных и клинических исследований.

Материалы и методы. Проанализировали 84 зарубежных и отечественных литературных источника, касающихся патогенеза COVID-19 и патогенетической роли сукцинатов при гипоксии в условиях COVID-19, окислительного стресса и диафрагмальной дисфункции. Поиск литературы проводили по базам данным Pubmed, ELIBRARY.ru.

Результаты. Как показал анализ литературы в основе патогенеза COVID-19 лежит гипоксия тканей, запускающая весь каскад патоморфологических событий, приводящих к развитию полиорганной недостаточности. В экспериментальных и клинических исследованиях отражен положительный эффект коррекции гипоксии тканей с использованием сукцинатов, как у взрослых пациентов, так и у детей при различном спектре патологии, сопряженной с синдромом острой дыхательной недостаточности.

Заключение. Анализ литературных данных позволяет обосновать перспективу использования препаратов, содержащих сукцинат, в комплексной терапии тяжелых случаев течения COVID-19.

КЛИНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4-15 2552
Аннотация

Цель исследования — выявить морфологические признаки повреждения головного мозга умерших от COVID-19.

Материал и методы. Провели анализ протоколов вскрытий и аутопсийного материала головного мозга 17 умерших пациентов с прижизненно подтвержденной инфекцией СOVID-19. В исследование включили случаи летального исхода, в которых COVID-19 явилась основной причиной смерти. У 5 человек диагностировали инфаркт головного мозга. Кусочки органов для гистологического исследования изымали в ходе патологоанатомического исследования. Для выявления морфологических изменений головного мозга срезы окрашивали гематоксилином и эозином и по методу Ниссля. Для исследования состояния базальных мембран сосудов применяли ШИК-реакцию, для выявления фибрина в сосудах использовали окраску гематоксилином Р.Т.А.Н. фосфовольфрамовым кислым, для выявления ДНК в ядрах срезы окрашивали по Фельгену, для выявления РНК в ядрах и цитоплазме нейронов срезы красили метиловым зеленым пиронином. Для оценки повреждения нейронов проводили иммуногистохимическое (ИГХ) исследование нейронального маркера — ядерного белка NeuN.  Результаты. Выявили признаки повреждения нейронов у умерших от COVID-19, заключающиеся в неспецифических изменениях нервных клеток (острое набухание, первичное раздражение, кариоцитолиз, клетки-тени, нейронофагия и саттелитоз) и признаках нарушения кровообращения (периваскулярный и перицеллюлярный отек, диапедезные кровоизлияния, стазы, полнокровие сосудов микроциркуляторного русла).

Заключение. Морфологические изменения головного мозга свидетельствуют о повреждении центральной нервной системы у больных COVID-19. Ишемический инсульт у пациентов с COVID-19 во многом обусловлен сочетанием гипоксии, развивающейся вследствие дыхательной недостаточности, и существующих у больного факторов риска — атеросклероза артерий основания головного мозга и гипертонической болезни.

16-31 1191
Аннотация

Поиск чувствительных и специфичных маркеров, позволяющих своевременно выявить пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с высоким риском смерти, является обязательным условием для обеспечения их своевременного лечения.

Цель исследования — оценка ассоциации молекулярных биомаркеров повреждения структур аэрогематического барьера (сурфактантные белки SP-A и SP-D и белок клеток Клара CC16) с исходом заболевания пациентов с COVID-19.

Материалы и методы. Выборку из 109 человек ретроспективно разделили на две группы; 1-ю группу составили пациенты, выписанные из ОРИТ в удовлетворительном состоянии (и=90), 2-ю группу сформировали из пациентов с летальным исходом (и=19). Ассоциацию исхода заболевания и содержания SP-A, SP-D и CC16 в сыворотке крови, клинических и лабораторных данных выявляли с учетом дня забора биоматериала с момента появления первых симптомов COVID-19.

Результаты. У пациентов с летальным исходом по сравнению с пациентами, выписанными из ОРИТ в удовлетворительном состоянии, установили повышенную концентрацию SP-A с 1-х по 10-е сутки и сниженную — CC16 с 11-х по 20-е сутки появления первых симптомов, для SP-D — статистически значимых различий не обнаружили.

Заключение. По результатам настоящего исследования сурфактантный белок SP-A и белок клеток Клара CC16 ассоциированы с летальным исходом от COVID-19.

32-41 4448
Аннотация

Цель исследования: оценить влияние маневра прон-позиции у больных с COVID-19 на состояние гемодинамики.

Материалы и методы. Исследование выполнили у 84 пациентов обоего пола с внебольничной полисегментарной вирусно-бактериальной пневмонией на фоне COVID-19, которых разделили на группы по виду респираторной поддержки. Исследования осуществляли комплексом аппаратно-программного неинвазивного исследования центральной гемодинамики методом объемной компрессионной осциллометрии.

Результаты. Установили, что при выполнении маневра прон-позиции у больных с тяжелым течением COVID-19, находящихся на кислородной поддержке, снижались: скорость пульсового артериального давления с 281 [242,0; 314,0] до 252 [209; 304] мм рт. ст./c при p=0,005; объемная скорость выброса с 251 [200; 294] до 226 [186; 260] мл/c при p=0,03; отношение удельного периферического сопротивления сосудов фактическое /рабочее с 0,549 [0,400; 0,700] до 0,450 [0,300; 0,600] при p=0,002; возрастала податливость сосудистой стенки с 1,37 [1,28; 1,67] до 1,45[1,10; 1,60] мл/мм рт. ст. при p=0,009. Пронирование пациентов, находившихся на неинвазивной ИВЛ, сопровождалось повышением скорости линейного кровотока с 40,0 [34,0; 42,0] до 42,5 [42,5; 47,25] см/с при p=0,04, с одновременным снижением податливости сосудистой стенки с 1,4[1,24; 1,50] до 1,32 [1,14; 1,49] мл/мм рт. ст. при p=0,03. Маневр прон-позиция у пациентов на инвазивной ИВЛ не приводил к статистически значимым изменениям гемодинамики.

Заключение. Наибольшее число изменений гемодинамики при выполнении маневра прон-позиции выявили у пациентов, находящихся на респираторной поддержке кислородом, а наименьшее — при инвазивной искусственной вентиляции легких.

42-49 6650
Аннотация

Одним из состояний, сопровождающих течение COVID-19, является коагулопатия и связанные с ней тромботические осложнения. В связи с этим назначение антикоагулянтов является неотъемлемой частью терапии пациентов с COVID-19.

Цель исследования — сравнить эффективность оральных антикоагулянтов и низкомолекулярных гепаринов при профилактике тромбоэмболии легочной артерии и их безопасность в плане возникновения значимых кровотечений, а также оценить экономическую целесообразность применения оральных антикоагулянтов при лечении COVID-19.

Материалы и методы. Сравнивали два этапа: до и после начала широкого применения оральных антикоагулянтов (ОАК). Для оценки эффективности и безопасности препаратов анализировали частоту выявления тромбоэмболии легочной артерии и желудочно-кишечных кровотечений на сравниваемых этапах. Для оценки экономической целесообразности сравнивали затраты на антикоагулянты на 1 койко-день и на 1 пациента.

Результаты. Частота выявления тромбоэмболии легочной артерии и желудочно-кишечных кровотечений на сравниваемых этапах не отличались. Несмотря на повышение частоты потребления антикоагулянтов, затраты на 1 койко-день и на 1 пациента снизились после начала широкого применения ОАК.

Заключение. По результатам исследования, включение ОАК в протоколы терапии пациентов с COVID-19 позволяют сократить затраты на лечение без ущерба для его эффективности и безопасности. Однако непродолжительный период сравнения не позволяет делать однозначных выводов. Необходимо проведение дополнительных масштабных сравнительных исследований.

50-64 3951
Аннотация

Цель исследования — оценить влияние меглюмина натрия сукцината на эффективность антикоагулянтной терапии у пациентов с тяжелой формой коронавирусной инфекции COVID-19, осложненной двусторонней внебольничной пневмонией.

Материалы и методы. Провели анализ эффективности терапии 12 пациентов, получивших лечение в условиях ОРИТ в связи с диагнозом: «Коронавирусная инфекция COVID-19 (подтвержденная), тяжелая форма U07.1. Осложнение: двусторонняя полисегментарная пневмония. Все пациенты получали профилактическую антикоагулянтную терапию нефракционированным гепарином. Пациентов разделили на две группы: 7 из них получили в составе терапии полиэлектролитный раствор, содержащий меглюмина натрия сукцинат в суточной дозе 5 мл/кг в течение всего срока нахождения в ОРИТ (3-10 дней); 5 пациентов получили аналогичный объем обычного полиэлектролитного раствора, не содержащего метаболически активных субстратов, и составили группу контроля. В артериальной и венозной крови всех пациентов измеряли показатели коагулограммы на этапах:1) при поступлении в ОРИТ; 2) через 2-4 часа после введения первой дозы гепарина; 3) через 8-12 часов после введения повторной дозы гепарина; 4) спустя 24 часа после начала интенсивной терапии. На 28-й день наблюдения оценивали летальность, длительность лечения в ОРИТ и частоту тромботических осложнений в группах. Для оценки внутригрупповой динамики и межгрупповых различий использовали непараметрические методы статистического анализа.

Результаты. В группе пациентов, получивших меглюмина натрия сукцинат, отмечали значимое снижение частоты тромбоэмболических событий в течение 28 суток лечения, а также сокращение сроков лечения в ОРИТ. Пациенты данной группы быстрее отвечали на проводимую антикоагулянтную терапию, что выражалось в более отчетливой динамике показателей коагулограммы: прирост АЧТВ, сохранение популяции тромбоцитов, снижение концентрации D-димеров и фибриногена.

Заключение. Метаболический эффект сукцината, возможно, повышает устойчивость эндотелия к действию повреждающих факторов и снижает его прокоагулянтную активность. Гипотеза требует проверки в расширенном клиническом исследовании с дизайном, включающем лабораторную оценку эффективности разных курсовых доз исследуемого препарата, а также дифференцирующим механизм воздействия антигипоксанта на конкретные звенья про- и антикоагуляционной систем.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-9779 (Print)
ISSN 2411-7110 (Online)