ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ
Цель исследования. Оценить возможность использования модифицированной номограммы — «номограммы М» для прогнозирования возникновения новых послеоперационных гемодинамически значимых аритмий после плановых кардиальных операций в условиях искусственного кровообращения в течение 30 дней после операции.
Материалы и методы. Исследование является ретроспективным когортным. Прогностическую способность модели с использованием ROC-анализа номограммы М оценили на основании медицинской документации 144 пациентов, перенесших плановую кардиальную операцию в условиях искусственного кровообращения.
Результаты. Частота развития новых послеоперационных гемодинамически значимых аритмий составила 13,9% (20 из 144 пациентов). Для номограммы М параметр AUC = 0,777 [0,661; 0,892] (p<0,001). Точка отсечения составила 12 баллов (чувствительность — 60,0%, специфичность — 89,52%). Отношение шансов составило 10,26 [95%ДИ: 3,63; 29,06] (p<0,001).
Заключение. Номограмма М обладает приемлемой прогностической способностью относительно возникновения новых гемодинамически значимых аритмий после плановых кардиальных операций в условиях искусственного кровообращения: AUC = 0,777 [0,661; 0,892] (p<0,001), а также является лучшей на данные момент времени моделью для прогнозирования данного исхода.
Энтеральное питание в ранний период острого панкреатита с предикторами тяжелого течения может быть осуществлено через назогастральный или назоеюнальный зонд. Оценить, какой способ наиболее эффективен с позиции суточного баланса, введенного энтерально питания и остаточного желудочного объема в ранний период тяжелого и среднетяжелого острого панкреатита, является актуальной проблемой.
Цель — оценить эффективность назогастрального и назоеюнального раннего энтерального питания в раннюю фазу острого панкреатита с предикторами тяжелого течения.
Материалы и методы. Выполнили проспективное одноцентровое рандоминизированное исследование. Набор материала осуществили с ноября 2012 г. по октябрь 2018 г. В исследование вошли 64 пациента отделения реанимации и интенсивной терапии в ранний период острого панкреатита с предикторами тяжелого течения. Рандомизацией определяли назогастрально (группа 1) или назоеюнально (группа 2) будет проведено энтеральное питание в последующие четверо суток. Объем энтерального питания в первые сутки составил 250 мл/сут, в каждые последующие сутки он увеличивался на 250 мл/сут. При формировании групп учитывали форму заболевания и путь введения нутриентов. По разнице между введенным энтерально и остаточным желудочным объемом рассчитывали суточный баланс. Статистическую обработку материала провели с помощью пакета программ SPSS-23. Нулевую гипотезу отвергали при p0,05.
Результаты. Объем введенного за 4 суток энтерально питания не отличался между сформированными группами. Пациенты с тяжелой формой острого панкреатита при постпилорическом введении нутриентов за 4 суток усвоили статистически значимо (p=0,001) больше (1,63±0,98 л/сут), чем при назогастральном (0,55±0,29 л/сут) питании. При умеренно тяжелом панкреатите объем усвоенного питания за 4 суток не отличался (p=0,107) между группами с назогастральным (2,06±0,87 л/сут) и назоеюнальным (2,6±0,45 л/сут) питанием.
Заключение. Начинать энтеральное питание пациентам с тяжелой формой острого панкреатита предпочтительней в назоеюнальный зонд. При умеренно тяжелом остром панкреатите инициировать питание можно в желудок и только при его непереносимости следует перейти на назоеюнальный метод введения нутриентов.
При лапароскопической хирургии в зависимости от объема пневмоперитонеума и положения пациента происходят изменения дыхания, гемодинамики и метаболизма.
Цель исследования — оценить влияние повышения внутрибрюшного давления на основе пневмоперитонеума с применением CO2 при лапароскопических операциях на гемодинамические и дыхательные параметры, а также удовлетворенность хирурга и обзор операционного поля.
Материалы и методы. В данное проспективное исследование включили 116 пациентов I–III класса ASA в возрасте 18–70 лет, перенесших лапароскопическую холецистэктомию. Проанализировали данные 104 пациентов. Пациентов разделили на две группы: группу низкого давления (<12 мм рт. ст., НД), n=53, и группу стандартного давления (>13 мм рт. ст., СД), n=51. В качестве метода обезболивания в обеих группах применяли тотальную внутривенную анестезию. Во всех группах использовали стандартный и TOF-мониторинг. Используемые методы анестезии в обеих группах документировали. До, во время и после инсуффляции газа в брюшную полость регистрировали параметры вентиляции и гемодинамические показатели. Адекватность пневмоперитонеума, обзор органов ЖКТ и операционного поля оценивал и регистрировал оперирующий хирург.
Результаты. Значимых различий в насыщении кислородом периферической крови между группами НД и СД не выявили, с учетом дыхательного объема, частоты дыхательных движений, содержания СО2 в конце выдоха, среднего и пикового инспираторного давления, а также минутной вентиляции. При сравнении гемодинамических показателей, сразу после интубации и перед экстубацией трахеи отметили, что в группе НД значения систолического, диастолического и среднего артериального давления были выше. Значимых различий в частоте сердечных сокращений в исследуемые периоды между группами не наблюдали. Не отмечали и значимых различий между группами с точки зрения удовлетворенности хирургическим вмешательством и обзором операционного поля.
Заключение. Пневмоперитонеум с низким давлением обеспечивает эффективную механику дыхания и стабильную гемодинамику при лапароскопической холецистэктомии. Кроме того, подобный пневмоперитонеум обеспечивает хирургу достаточное пространство для манипуляций. Анестезиологическое пособие (общая внутривенная анестезия в сочетании с нервно-мышечной блокадой) при использовании пневмоперитонеума с низким давлением обеспечивает хорошую визуализацию операционного поля.
Делирий, как осложнение систематического употребления психоактивных веществ, остается одной из актуальных проблем реаниматологии, токсикологии и психиатрии. На сегодняшний день патогенетические механизмы формирования постинтоксикационного делирия у больных с отравлением 1,4-бутандиолом остаются малоизученными.
Цель исследования: выявить особенности клинического течения делирия у больных с отравлением 1,4-бутандиолом, а также оценить изменения системной гемодинамики, системы внешнего дыхания, жидкостных секторов организма на фоне проводимой терапии.
Материал и методы. Провели проспективное (рандомизация по методу лечения) исследование. Число пациентов мужского пола, в возрасте от 20 до 45 лет, с делирием при остром отравлении 1,4-бутандиолом составило 48 человек. Из них 24 пациентам в схеме лечения использовали сукцинат-содержащий препарат на основе янтарной кислоты в суточной дозе 40 мл, 24 пациента получали стандартную терапию без использования субстратных антигипоксантов. Изучали динамику течения делириозного синдрома, изменения показателей анаэробного метаболизма, системной гемодинамики, функции внешнего дыхания, объема жидкостных секторов. В диагностике использовали метод импедансометрии. Учитывали чувствительность прибора к помехам.
Результаты. На «пике» делирия (1–3-и сутки) диагностировали гипердинамический тип кровообращения, повышение системного артериального тонуса, разовой производительности сердца, усиление напряжения функции внешнего дыхания, метаболический лактат-ацидоз. Снижение объема общей жидкости и объема внеклеточной жидкости отчетливо наблюдали в период 1-х суток постинтоксикационного делирия на фоне повышенной проницаемости клеточных мембран. На 3-е сутки делирия отмечали уменьшение объема внутриклеточной жидкости и повышение объема внеклеточной жидкости. На фоне использования цитофлавина диагностировали уменьшение длительности постинтоксикационного делирия до 7,5 [6; 8] дней, более быструю коррекцию лактат-ацидоза, стабилизацию системы внешнего дыхания и стабилизацию проницаемости клеточных мембран к 5-м суткам. В группе сравнения делирий имел длительное (пролонгированное) течение до 14 [11; 15] суток (z=-5,9; p=1,1(10-4), чаще наблюдали развитие осложнений в виде нозокомиальной пневмонии (χ2=8,4, p<0,001).
Заключение. Выраженность делириозного синдрома при острых отравлениях 1,4-бутандиолом обусловливали метаболический лактат-ацидоз, изменения показателей системной гемодинамики и системы внешнего дыхания. Установлено положительное влияние включения в интенсивную терапию субстратного антигипоксанта на основе янтарной кислоты на показатели кардио-респираторной системы, проницаемость клеточных мембран, водный баланс за счет ликвидации тканевой гипоксии и своевременного переключения тканей на аэробный метаболизм.
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель. Оценка безопасности и эффективности технологии адаптивной фаготерапии в лечении пациентов с рецидивирующими пневмониями в нейрореаниматологии.
Материал и методы. В клиническое исследование включили 83 пациента в хроническом критическом состоянии с тяжелым повреждением головного мозга. У 43 пациентов ингаляционно применили комплексный препарат бактериофагов, адаптированный к госпитальным штаммам данного учреждения. Группу сравнения сравнения составили пациенты (n=40), получавшие традиционную антибактериальную терапию. Оценивали динамику клинико-лабораторных, инструментальных показателей, биомаркеров, результаты микробиологических и ПЦР-исследований бронхо-альвеолярного лаважа, в том числе — раздельно в подгруппах «фаготерапия с антибиотиками» (n=29) и «фаготерапия без антибиотиков» (n=14).
Результаты. Группы были сопоставимы по основным показателям (возраст, пол, диагноз, степень органных дисфункций по APACHE II, применение вазоактивных препаратов) и уровню бактериальной колонизации дыхательных путей антибиотикорезистентными штаммами. При ингаляционном введении комплексного препарата бактериофагов наблюдали хорошую переносимость, отсутствие клинически значимых побочных эффектов. По данным компьютерной томографии, к 21-му дню выявили значимое снижение степени повреждения легких. У пациентов, получавших лечение бактериофагами без антибиотиков, значимо снизилась потребность в проведении искусственной вентиляции легких. Летальность к 28-м сут. значимо не различалась: при фаготерапии — 2/43 (4,7%), в группе сравнения — 2/40 (5%).
Заключение. Первый опыт применения технологии адаптивной фаготерапии в лечении хронических реанимационных пациентов в нейрореаниматологии продемонстрировал безопасность ингаляционного введения комплексного препарата бактериофагов. Эффективность технологии подтверждена результатами лечения, полученными в группе фаготерапии, которые не уступали таковым в группе с традиционной антибиотикотерапией, а ряд клинико-лабораторных показателей имел тенденцию к улучшению даже в случаях полного отказа от антибиотиков в пользу бактериофагов.
Цель исследования — выявление динамики изменения концентрации различных нейромедиаторов в зависимости от глубины седации пропофолом.
Материалы и методы. В проспективное простое слепое исследование включили 24-х пациентов. Всем пациентам выполняли плановое ортопедическое вмешательство с использованием субарахноидальной анестезии и умеренной (группа 1, n=12) или глубокой (группа 2, n=12) седации пропофолом. Забор периферической крови для определения концентрации нейромедиаторов проводили перед выполнением регионарной блокады (1-й этап), через 35–40 минут после начала седации (2-й этап) и спустя 10–15 минут после окончания седации и восстановления ясного сознания (3-й этап).
Результаты. Глубокая седация пропофолом приводила к снижению концентрации норадреналина на 2-м и 3-м этапах. При умеренной седации его концентрация снижалась 2-м этапе и возвращалась к прежним значениям при восстановлении сознания. Исходная концентрация норадреналина (1-й этап) была выше в группе 2.
Заключение. Седация пропофолом приводила к снижению концентрации основного стрессорного гормона, что свидетельствует о его вегето-стабилизирующем эффекте.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение механизмов развития и прогрессирования фиброза является одним из ключевых направлений современной кардиологии. В рамках данной работы было сделано предположение, что в регуляции активности мезотелиальных клеток и развития эпикардиального фиброза определенная роль принадлежит урокиназному рецептору (uPAR), который при взаимодействии со специфическими лигандами и белками-посредниками, способен активировать внутриклеточный сигналинг, запускать каскад протеолитических реакций, включающих локальное образование плазмина и активацию матриксных металлопротеиназ, обеспечивая ремоделирование матрикса.
Цель работы: сравнительное исследование фиброгенной активности эпикарда в сердце uPAR-/- и животных дикого типа и изучение влияния факторов кардиальной микросреды на миграционную активность клеток эпикардиального мезотелия.
Материалы и методы. В работе использовали методы гистологического и иммунофлуоресцентного окрашивания, микроэррей анализ содержания провоспалительных цитокинов, метод оценки микрационных свойств клеток эпикарда.
Результаты. Обнаружили, что в сравнении с животными дикого типа у uPAR-/- животных происходит значительное утолщение зоны эпикарда (2,46+0,77 (uPAR-/- мыши) и 1,02+0.17 (Wt мыши) относительных единиц, p=0,033), сопровождающееся аккумуляцией белков внеклеточного матрикса. Дефицит гена uPAR ведет к формированию провоспалительной микросреды в сердце (повышение уровня провоспалительных факторов: IL1, IL13, IL17, RANTES и MIP1), усилению миграционной активности клеток эпикардиального мезотелия, накоплению TCF21+ предшественниц фибробластов/миофибробластов (29,8+13,7 (uPAR-/- мыши) и 3,03+0,8 (Wt мыши) клеток в поле зрения, p=0,02) и развитию субэпикардиального фиброза.
Заключение. Эти данные позволяют рассматривать uPAR в качестве перспективной мишени при разработке средств таргетного воздействия для предотвращения развития и прогрессирования кардиального фиброза.
ERRATUM
Общая реаниматология. 2021; 17 (5): 3 и 4–8
Erratum заявлен читателем. Читатель указал на опечатку в названии статьи на английском языке на с. 3 и с. 4.
Исправление к статье: «The 85th Anniversary of the V. A. Negovsky Research Institute of General Rehabilitology, Federal Research and Clinical Center of Intensive Care Medicine and Rehabilitology (Editorial)» Victor V. Moroz, Artem N. Kuzovlev, Elena V. Luginina, Andrey V. Grechko DOI: 10.15360/1813-9779-2021-5-4-8.
«…General Rehabilitology…» необходимо заменить на «…General Reanimatology…»
Правильный вариант [На англ.]: «The 85th Anniversary of the V. A. Negovsky Research Institute of General Reanimatology, Federal Research and Clinical Center of Intensive Care Medicine and Rehabilitology (Editorial)»
ИНФОРМАЦИЯ
ISSN 2411-7110 (Online)