Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск
Том 19, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4-12 1237
Аннотация

Цель исследования. Оценить в клинической практике информативность данных о содержании NT-proBNP в крови, полученных с помощью отечественного набора для иммуноферментного анализа.

Материалы и методы. Обследовали 35 больных, которым выполняли сосудистые операции разной степени кардиологического риска. Забор проб крови осуществили на этапах: 1 – перед операцией (NT-proBNP1), 2 – после операции (NT-proBNP2), 3 – перед выпиской (NT-proBNP3). Каждую пробу делили на две части для количественного определения биомаркера с помощью разных методик (1-я серия анализов – твердофазная иммуноферментная методика с использованием отечественных реактивов, 2-я серия – иммунохемилюминесцентная методика с использованием импортного набора). Регистрировали периоперационные сердечно-сосудистые осложнения. Оценку согласованности результатов измерений, полученных двумя разными методами, выполнили с помощью методики Бланд–Альтмана. Разделительную способность независимых переменных в отношении зависимой переменной, закодированной бинарно изучили с помощью ROC-анализа.

Результаты. В 1-й серии NT-proBNPколебалось в пределах 24 - 774 пг/мл, NT-proBNP - 41,2 – 889,1 пг/мл, NT-proBNP3 – 39,3 – 1013,3 пг/мл. Во 2-й серии NT-proBNP1 составило 31,2 - 2087,0 пг/мл, NT-proBNP2 - 32,5 – 3754,0 пг/мл, NT-proBNP3 –   34,1 – 2728,0 пг/мл. При проведении анализа Бланд-Альтмана 97,03% значений укладывалась в нижний и верхний пределы согласованности (±1,96 SD от средней разницы), что указывало на сопоставимость результатов в сериях, однако значения NT-proBNP в 1-й серии ниже, чем во 2-й. Сердечно-сосудистые осложнения зарегистрировали у 3 (8,5%) больных. В 1-й серии NT-proBNP1>218 пг/мл предсказывало сердечно-сосудистые осложнения с чувствительностью 66,7% и специфичностью 81,3% (ППК 0,844, 95%-ный ДИ 0,681-0,944, р=0,0003). Во 2-й серии NT-proBNP1>315 пг/мл предсказывало сердечно-сосудистые осложнения с чувствительностью 66,7% и специфичностью 75,0% (ППК 0,828, 95%-ный ДИ 0,663-0,934, р=0,001). 

Заключение. Определение NT-proBNP с помощью отечественного набора для твердофазного иммуноферментного анализа обладает несомненной клинической информативностью, может быть использовано для диагностических и прогностических целей, а также для научных исследований. Отечественная методика обеспечивает стабильное получение воспроизводимых результатов, но имеет более низкие референсные значения, по сравнению с зарубежной методикой на основе иммунохемилюминесцентного анализа.

13-19 623
Аннотация

Побудительная спирометрия относится к наиболее распространенным методам, применяемым для респираторной реабилитации в ранние сроки после кардиохирургических вмешательств. Процедура основана на самостоятельном измерении объема вдоха пациентом, однако остается неясным, насколько можно доверять результатам этих измерений.  

Цель исследования. Сравнить волюметрические показатели, измеренные с помощью побудительного спирометра с данными прикроватной ультразвуковой спирометрии и оценить возможность использования побудительной спирометрии для оценки емкости   вдоха и эффективности послеоперационной респираторной реабилитации.

Материалы и методы.  В исследование вошли 50 пациентов после плановых кардиохирургических операций. Реабилитацию проводили с использованием различных респираторных методов. До и после каждого сеанса выполняли спирографию с использованием прикроватного ультразвукового спирометра. Оценивали максимальную емкость вдоха (СМЕВд), одновременно определяли  показатель максимальной емкости вдоха (МЕВд) с помощью побудительного спирометра. Регистрировали  нежелательные явления и дискомфорт при проведении процедур.

Результаты. Абсолютные величины максимальной емкости вдоха, измеренные до и после каждого сеанса с помощью сравниваемых методов, отличаются, однако средние значения их прироста (Δ) не имели статистически достоверных различий. По результатам корреляционного анализа выявлена сильная положительная статистически достоверная взаимосвязь между Δ СМЕВд и Δ МЕВд (до сеанса r = 0,74, после сеанса r = 0,79, по всему массиву данных r = 0,77,  р<0,01), которая имеет хорошую согласованность по анализу Блэнда–Альтмана, о чем свидетельствует то, что  более 95% значений  находились в пределах  ± 1,96 SD от средней разницы. Метод побудительной спирометрии показал хорошую диагностическую точность при ROC-анализе (чувствительность 87%, специфичность 85%, площадь под кривой (AUC) 0,8 (95% ДИ: [0,76;0,83]), р<0,001). Отказ от процедуры чаще наблюдали при использовании метода ультразвуковой спирографии.

Заключение. Прирост показателя емкости вдоха, измеренной с помощью побудительного спирометра, хорошо согласуется с измеренным методом ультразвуковой  спирографии и может использоваться для оценки эффективности реабилитационных мероприятий в раннем послеоперационном периоде у кардиохирургических пациентов.

20-26 697
Аннотация

Цель исследования. Выявить значимость предикторов клинической эффективности гемосорбции цитокинов у пациентов с COVID-19.

Материал и методы. Представили результаты лечения 62 пациентов с тяжелым течением COVID-19 (COronaVIrus Disease 2019) в условиях отделения реанимации с использованием гемосорбции цитокинов. В обе группы включили пациентов, поступивших в ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии) до 14 дней с момента начала заболевания. В первую — 32 пациента, которым проводили гемоперфузию продолжительностью 4 часа, 2–3 дня подряд с использованием сорбционной колонки с матрицей на основе сополимера стирола и дивинилбензола. Во вторую — 30 пациентов, которым экстракорпоральную детоксикацию не выполняли. Исходно всем пациентам, в соответствии с требованиями актуальных ВМР (временных методических рекомендаций), проводили терапию ингибиторами интерлейкина-6. Оценили факторы неблагоприятного исхода. В каждой группе оценили также динамику биохимических показателей, характеризующих системный воспалительный процесс, провели анализ летальности.

Результаты. Наиболее существенным фактором неблагоприятного исхода были время до начала гемоперфузии более 10 суток (p < 0,001), время в ОРИТ, степень повреждения легких (р = 0,036) и балл SOFA (Sequential Organ Failure Assessment — последовательная оценка органной недостаточности) (p = 0,009). Содержание маркеров системного воспалительного ответа (интерлейкин-6, CRP, Д-димер) в обоих группах статистически значимо не влияло на выживаемость и сроки госпитализации (p > 0,05). В группе гемоперфузии отметили более высокую выживаемость (p < 0,05). Средний срок госпитализации в первой и второй группах составил 31 и 27 дней, а срок лечения в ОРИТ 11 и 8 дней соответственно (p < 0,05).

Заключение. Гемоперфузия с использованием отчественного гемосорбента на основе сополимера стирола и дивинилбензола у пациентов с тяжелым течением COVID-19 обеспечивает снижение содержания СРБ в первые сутки после применения и при раннем начале способствует значимому увеличению выживаемости, снижению продолжительности лечения. Требуются дополнительные исследования для уточнения оптимальных сроков начала лечения и критериев ее инициации.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

43-49 701
Аннотация

Фундаментальные исследования последних лет позволили переосмыслить молекулярные и клеточные механизмы онтогенеза сердца и его репарации после повреждения. Особую актуальность приобретает изучение эпикарда — наружного, плотно примыкающего к миокарду слоя сердечной стенки, образованного гетерогенной популяцией клеток эпикардиального мезотелия, коллагеновыми и эластическими волокнами, являющегося важным участником репаративных процессов. Изучение эпикарда затруднено в связи с анатомическими ограничениями и отсутствием релевантных клеточных моделей.

Цель исследования. Разработка 3D модели эпикардиального микроокружения и оценка влияния гипоксии на ее характеристики.

Материал и методы. Сборку сфероидов проводили в V-образных культуральных чашках с низкоадгезионным покрытием. Характеристику сфероидов выполняли с использованием иммунофлуоресцентного окрашивания криосрезов, гистологических методов, ПЦР в реальном времени.

Результаты. Культивирование клеток в низкоадгезионных условиях в V-образных культуральных чашках ведет к формированию сфероидов, имеющих размер 136±21 мкм и показатели жизнеспособности клеток более 98%. Клетки в составе сфероидов, культивированных в условиях нормоксии, образовывали плотные межклеточные контакты, характеризовались низким уровнем пролиферации и способностью синтезировать белки внеклеточного матрикса. В условиях гипоксии клетки сфероидов частично утрачивали межклеточные контакты, приобретали веретенообразную форму, экспрессировали HIF1a, SNAI1, ACTA2, FN1, COL1A1 и накапливали коллаген, что указывает на признаки активации мезотелиально-мезенхимального перехода и сходные черты с клеточным ответом эпикарда на острое ишемическое повреждение in vivo.

Заключение. На основе клеточного сфероида разработали и охарактеризовали модель эпикарда, которая может реализовать клеточный ответ на воздействие гипоксического стимула и быть использована для изучения механизмов регуляции эпикардиального микроокружения, тестирования лекарственных препаратов направленного действия.

ОБЗОРЫ И КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

50-59 938
Аннотация

Цель обзора. Информировать врачей различных специальностей (анестезиологов-реаниматологов, неврологов, нейрохирургов, онкологов) о диагностических возможностях микроволновой радиотермометрии, позволяющей выявлять и анализировать особенности нарушений церебрального теплового баланса при повреждениях головного мозга.

Обзор содержит критический анализ информации 80 современных отечественных и зарубежных публикаций, находящихся в открытом доступе и найденных по ключевым словам.

В обзоре привели основные сведения о клинико-патофизиологических особенностях нарушений церебрального теплового баланса при повреждениях головного мозга. Подчеркнули пассивность и уязвимость механизмов регуляции церебрального термогомеостаза, лежащих в основе развития различного уровня температурной гетерогенности коры больших полушарий в норме и при церебральных катастрофах. С патогенетических позиций постулировали концепцию о роли гипертермии в патогенезе повреждений головного мозга и процессах нарушения взаимосвязей в глобальных системах центральной регуляции. Привели доказательства связи между нарушением уровня сознания и степенью выраженности температурной гетерогенности коры больших полушарий. Подчеркнули, что существенное нарастание температурной гетерогенности с формированием очаговой гипертермии, сопровождает острейший период ишемического инсульта, а в посткоматозных состояниях, повлекших развитие длительного нарушения сознания, температурная гетерогенность значимо понижается. Высказали предположение о том, что снижение повышенной и повышение сниженной температурной гетерогенности, например, с использованием температурных воздействий на кору больших полушарий, способно улучшить показатели уровня сознания у пациентов с поражениями головного мозга. Дали оценку диагностических возможностей различных технологий измерения церебральной температуры, включая микроволновую радиотермометрию (РТМ). Привели данные о достаточно высокой точности РТМ при измерении температуры коры больших полушарий в сравнении с инвазивными способами регистрации температуры мозга.

Заключение. С применением РТМ выявлена отчетливая суточная ритмика изменений температуры коры мозга у здоровых людей, грубо нарушающаяся при поражениях головного мозга. Поскольку РТМ является простым в исполнении, неинвазивным и объективным диагностическим инструментом, данную технологию целесообразно использовать в целях выявления скрыто протекающей церебральной гипертермии, для оценки уровня нарушения температурной гетерогенности, а также при исследовании циркадианной ритмики изменений температуры.

 

60-71 1642
Аннотация

Расстройства высших психических функций могут осложнить течение послеоперационного периода даже после непродолжительных и малоинвазивных, в том числе лапароскопических, хирургических операций. Послеоперационная когнитивная дисфункция значительно ухудшает качество жизни пациентов, нивелируя успешные результаты хирургического вмешательства и анестезиологического обеспечения. В ряде случаев ранняя послеоперационная когнитивная дисфункция может явиться одним из главных предикторов стойких когнитивных расстройств.

Цель обзора. Рассмотреть этиологию, патогенез и современное состояние проблемы послеоперационной когнитивной дисфункции. Анализировали 96 источников литературы в различных базах данных (PubMed, Medline, РИНЦ и другие), в том числе 67 источников, опубликованных в течение последних 5 лет. В обзоре представили информацию о современных дефинициях и классификации послеоперационной когнитивной дисфункции. Привели данные о распространенности, полиэтиологичности и факторах риска, возможной зависимости развития послеоперационной когнитивной дисфункции от вида анестезии и оперативного вмешательства. Рассмотрели различные варианты патогенеза расстройств высших психических функций и методов медикаментозной коррекции развившихся нарушений.

Заключение. Причинами послеоперационной когнитивной дисфункции являются многочисленные неблагоприятные факторы периоперационного периода, в том числе нейротоксические эффекты препаратов общей анестезии, воспаление в ответ на операционный стресс и хирургическую травму, нарушения ауторегуляции мозгового кровотока, нарушения кислородного гомеостаза, нейротрансмиттерных взаимодействий и др. Дальнейшее изучение различных особенностей этиологии, патогенеза ранней послеоперационной когнитивной дисфункции актуально и необходимо для совершенствования методов профилактики и поиска путей эффективной медикаментозной коррекции развивающихся расстройств.

ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ

27-33 553
Аннотация

Цель исследования. Изучение возможности достижения и поддержания эффективной концентрации ионов лития в крови пациентов в периоперационном периоде при выполнении каротидной эндартерэктомии (КЭАЭ) с помощью приема препарата, содержащего лития карбонат (Lithium carbonate).

Материалы и методы. Провели проспективное исследование, которое являлось подготовительным этапом мультицентрового РКИ «BINOS» (NCT05126238). Объем выборки составил 15 пациентов, которым выполняли плановую КЭАЭ. В рамках исследования пациенты получали per os препарат, содержащий лития карбонат, 900 мг в сутки в течение 4-х периоперационных суток: 2-е предоперационных суток, день операции и 1-е послеоперационные сутки. Концентрацию ионов лития в крови оценивали каждые 24 ч в течение 4-х сут с начала приема препарата.

Результаты. Выявили увеличение концентрации ионов лития в крови через 48 часов (0,68 ммоль/л [0,53–0,84, p = 0,004) и 72 ч (0,68 ммоль/л [0,62–0,90, p <0,001), в сравнении с исходными значениями (0,14 ммоль/л [0,11–0,17). В период между 48 и 72 часами от начала приема данного препарата у 100% пациентов плазматическая концентрация ионов лития находилась в терапевтическом диапазоне (0,4–1,2 ммоль/л).

Заключение. Прием препарата, содержащего лития карбонат — 900 мг/сутки per os в течение 2-х предоперационных дней обеспечил эффективную и безопасную концентрацию лития в крови у 100% пациентов, вошедших в исследование.

 

34-42 972
Аннотация

Под смертью мозга понимается обратимое или необратимое повреждение головного мозга, включая его ствол. Современные рекомендации по диагностике смерти мозга опираются на данные клинического обследования, включающие объективные признаки комы, отсутствие стволовых рефлексов и положительный тест на апноэ. Нейрофизиологическое тестирование с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (соматосенсорных и слуховых стволовых) могло бы помочь в окончательном диагностическом заключении о смерти мозга, но диагностическая точность указанных методов в последние годы является предметом многочисленных обсуждений. В данной статье представили результаты количественной оценки сигналов ЭЭГ с помощью трехмерного картирования мозга (3D КM) как нового инструмента выяснения взаимосвязи между  коэффициентами когерентности при поперечном и передне-заднем сканировании и «вейвлет-преобразовании», а также поставили вопрос о том, может ли визуализация репрезентативных сигналов ЭЭГ с помощью 3D КМ улучшить информативность количественной оценки сигналов ЭЭГ при определении смерти мозга.

Цель работы — предоставить последнюю информацию об имеющихся доказательных данных и нерешенных вопросах в отношении использования ЭЭГ для определения смерти мозга и инициировать дискуссию о применении ЭЭГ для повышения эффективности стратегий трансплантации.

Результаты. Проанализировали записи ЭЭГ 10 пациентов, поступивших для проведения сердечнолегочной реанимации в период с сентября 2017 г. по август 2018 г. Данные пациентки, Ж. М., 33 лет, перенесшей геморрагический шок (август 2018 г.), проанализировали подробно. Оценили динамику количественных показателей ЭЭГ по изображениям и изменения клинической картины смерти мозга до и после внутривенного введения амантадина сульфата, который применяли для оживления головного мозга. Результаты продемонстрировали способность мозга к сохранению жизнеспособности, при этом причиной биологической смерти мозга стала сердечная недостаточность.

Заключение. Получили обнадеживающие данные, позволяющие предполагать возможность выживания мозга при коме и демонстрирующие способность мозга сохранять такое функциональное состояние, которое может явиться основой для успешной социальной адаптации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-9779 (Print)
ISSN 2411-7110 (Online)