ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ
Цель. Установить значимость прогноза выхода из ВС, сформированного при клиническом сопоставлении данных ПЭТ с 18 фтордезоксиглюкозой (ПЭТ18-ФДГ) и МРТ (СКТ).
Материалы и методы. Ретроспективно, в сплошной выборке из 39 больных, находившихся в ВС разной этиологии более 2 мес. от времени повреждения мозга (из них в хроническом ВС — 18 человек), анализировали результаты сопоставления данных ПЭТ и МРТ (СКТ) головного мозга, а также ряда других прогностических критериев и катамнеза через 6 мес. — 7 лет (CRS-R). Использовали попарное сравнение групп (уровень значимости p0,05) и, дополнительно, множественное сравнение для трех групп (поправка Бонферрони для трех групп, p0,017).
Результаты. Выделили три варианта нейровизуализационных сопоставлений: I — площадь функциональных нарушений превышала структурные, II — полное совпадение нарушений, III — смешанный. Вариант I (69% случаев) встречали чаще, чем II (18%), и чем III (13%), p0,001. Различий по этиологии, срокам ВС, баллам CRS-R, полу и возрасту пациентов, распределенных по вариантам этих сопоставлений, не установили. Исход при I варианте (все вышли из ВС) был лучше, чем при II и III вариантах, p0,001, а при III — лучше, чем при II (все остались в ВС), p=0,018. В целом прирост общего балла CRS-R составил при варианте I — 12,1±4,46 (4–19, [Me=12], n=27), при II — 0±1,54 (–2–1, [0], n=7), при III — 5,20±4,09 (1–10, [4], n=5). При варианте I улучшение было более выраженным у пациентов с нехроническим ВС, чем с хроническим ВС, p=0,003.
Заключение. Клиническое сопоставление ПЭТ/МРТ (СКТ)-данных показало возможность прогнозировать выход из ВС в 87% случаев. Подтвержденный ретроспективно благоприятный прогноз (вариант I) составил 69%, неблагоприятный (вариант II) — 18%, причем независимо от других прогностических критериев, включая хроническое ВС. Это подтверждает правильность нейрофизиологического обоснования и целесообразность практического применения предлагаемого способа прогнозирования.
Нарушения двигательной активности относятся к числу наиболее распространенных последствий тяжелой черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Исследование патофизиологических механизмов этих нарушений важно, как с теоретической точки зрения, так и в плане совершенствования нейрореабилитационных подходов.
Цель исследования — выявление корреляции степени выраженности правостороннего посттравматического гемипареза с комплексными характеристиками фракционной анизотропии сегментов МТ, КСТ и НЛЗ на разных стадиях развития травматической болезни (острый, подострый и отдаленный периоды).
Материал и методы. Наблюдали 43 пациента с ЧМТ (28 мужчин и 15 женщин в возрасте от 13 до 59 лет, средний возраст — 28±9 лет). У 40 пациентов диагностировали тяжелую ЧМТ с диффузным аксональным повреждением, у трех — ЧМТ средней степени тяжести. Каждому пациенту выполняли динамическое клинико-неврологическое обследование с оценкой текущего уровня сознания по шкале CRS-R и нарушений движений по пятибалльной шкале правостороннего гемипареза. В периодах: до 1 мес., от 1 до 6 мес., от 6 до 12 мес. после получения ЧМТ пациентам проводили диффузионно-тензорную МРТ, трактографию и измеряли ФА. Тракты МТ, КСТ и НЛЗ делили сеткой измерений, для каждого сегмента вычисляли корреляции между ФА и баллами правостороннего гемипареза.
Результаты. Получили корреляции (p<0,05) ФА с выраженностью гемипареза не только специфичных к движению отделов КСТ, но и ряда зон МТ и НЛЗ. В раннем периоде ЧМТ значимо коррелировали сегменты как контралатеральной, так и ипсилатеральной гемипарезу стороны КСТ. Выявили значимые отличия ФА в зонах МТ и КСТ между двумя группами пациентов с разной успешностью восстановления двигательных функций: на всех этапах после ЧМТ у пациентов с успешным восстановлением ФА была выше.
Заключение. Результаты исследования информативны для изучения патофизиологических механизмов формирования посттравматических двигательных нарушений и выбора тактики лечения пациентов.
Сортировка пациентов с COVID-19 пневмонией — очень зависимая от времени задача, которая позволяет эффективно распределить ресурсы больницы, что в конечном итоге может привести к спасению жизни пациента.
Проблемы использования компьютерной томографии в перегруженной системе здравоохранения требуют поиска дополнительных методов дифференцировки тяжести пневмонии, вызванной COVID-19.
Цель исследования — разработка протоколов ультразвукового исследования легких (Lung Ultra-Sound — LUS) с высокими диагностическими характеристиками для определения тяжести пневмонии, вызванной COVID-19, которые можно использовать вместо КТ во время сортировки в условиях неотложной помощи.
Материалы и методы. Провели ретроспективный анализ данных о 161 госпитализированном пациенте с подтвержденной пневмонией, вызванной COVID-19, которым в течение 24 ч после госпитализации выполнили как КТ, так и LUS. Три последовательных протокола LUS, в том числе два, разработанные авторами LUS NMHC (National Medical-Surgical Center), тестировали, чтобы выбрать из них наиболее надежный для определения выраженности повреждения легких при пневмонии, вызванной COVID-19 (исходя из корреляции с результатами КТ грудной клетки). Проверили также применимость LUS для построения прогноза заболевания.
Результаты. С помощью как 16-зонного, так и 12-зонного LUS NMHC протокола можно различать умеренное (50% по КТ) и тяжелое (50% по КТ) повреждение легких. AUC для кривых ROC была почти идентична: 0,83 (95% СИ, 0,75–0,90) и 0,81 (95% СИ 0,73–0,88) для 16-зонного и 12-зонного LUS NMHC протоколов, соответственно. 16-зонный LUS NMHC имел оптимальный порог 20 баллов с чувствительностью 67% и специфичностью 82%, в то время как 12-зонный LUS NMHC обеспечивал оптимальный порог 15 баллов с той же чувствительностью, но более низкой специфичностью — только 73%. Ни по 16-зонному, ни по 12-зонному LUS-протоколам NMHC нельзя было прогнозировать исход.
Заключение. Недавно разработанные 16- и 12-зонные протоколы LUS NMHC для пациентов с пневмонией, вызванной COVID-19, оказались просто выполнимыми и имели сильную корреляцию с результатами КТ. 16-зонный протокол LUS NMHC вероятно более применим для сортировки пациентов, у которых по КТ имеется более 50% объема повреждения легких. Оба протокола могут быть полезны в условиях неотложной помощи и в медицинских учреждениях с ограниченным или отсутствующим доступом к КТ.
Сепсис является одной из ведущих причин летальных исходов у реципиентов почечного трансплантата.
Представили опыт эффективного применения гемосорбента мультимодального типа для удаления бактериальных эндотоксинов и эндогенных медиаторов воспаления в комплексном лечении при сепсисе, вызванном грамотрицательным полирезистентными микроорганизмами (Klebsiella spp., в том числе Klebsiella pneumoniae), у пациента 15 лет после удаления трансплантированной почки в связи с неэффективностью лечения абсцесса ложа трансплантата.
Результаты. Проведение двух 24-часовых процедур сорбции на 3-и и 5-е сут после трасплантатэктомии в сочетании с заместительной почечной терапией позволило последовательно снизить концентрацию провоспалительных маркеров (прокальцитонин — 15,111,47,2 нг/мл; C-реактивный белок — 23419990 мг/л) и предотвратить прогрессирование полиорганной дисфункции.
Заключение. Включение в комплексную интенсивную терапию селективной сорбции цитокинов и/или липополисахаридов у пациента детского возраста с сепсисом, вызванным резистентными микроорганизмами на фоне иммуносупрессии, способствовало улучшению результатов лечения.
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Высокое содержание сепсис-ассоциированных ароматических микробных метаболитов (АММ) служит прогностически неблагоприятным фактором, свидетельствует о прогрессировании полиорганной дисфункции и повышенном риске летального исхода у пациентов с сепсисом и септическим шоком. В данном исследовании проверили рабочую гипотезу, согласно которой причиной избытка сепсис-ассоциированных АММ в организме септического пациента является нарушение метаболизма (дисфункция) кишечной микробиоты.
Цель работы. Cравнить способность нормобиоты и патобиоты подвергать биотрансформации сепсис-ассоциированные метаболиты ароматических аминокислот тирозина и фенилаланина на примере фенилмолочной кислоты (ФМК) и 4-гидроксифенилмолочной кислоты (4-ГФМК).
Материалы и методы. Образцы кишечного содержимого пациентов с септическим шоком (n=10, патобиота) и здоровых добровольцев (n=9, нормобиота) помещали в пробирки с универсальной тиогликолевой средой. В модельном эксперименте in vitro имитировали избыточное поступление сепсис-ассоциированных АММ в кишечник (например, из крови или очагов воспаления), добавляя ФМК или 4-ГФМК в клинически значимых концентрациях (по 25 мкМ) в пробирки с патобиотой и нормобиотой. После инкубации в термостате (37°C, 24 ч) сравнивали изменение концентраций АММ в образцах с патобиотой и нормобиотой. Для измерения концентрации метаболитов использовали ГХ-МС анализ.
Результаты. Спустя 24 ч после добавления 4-ГФМК или ФМК к нормобиоте регистрировали снижение концентрации этих метаболитов по сравнению с контролем. Добавление ФМК и 4-ГФМК к патобиоте, напротив, не приводило к снижению концентрации этих кислот спустя 24 ч. Концентрации ФМК (p=0,002) и 4-ГФМК (p0,001) были статистически значимо выше в образцах патобиоты по сравнению с нормобиотой.
Заключение. Экспериментальным путем доказали, что при избыточной нагрузке сепсис-ассоциированными метаболитами (ФМК, 4-ГФМК) микробиота здоровых людей способна к их биотрансформации до конечных продуктов микробного метаболизма, в то время как у патобиоты септических пациентов эта функция утрачена. Тем самым подтверждается значимость дисфункции микробиоты в патогенезе сепсиса.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования. Оценка выраженности экспрессии проаутофагического белка Beclin-1 в миокарде при различной стрессоустойчивости после экспериментального ушиба сердца.
Материалы и методы. В исследование включили 68 белых беспородных крыс-самцов массой 250–300 г. Животных ранжировали по крайним вариантам стрессоустойчивости. Среднестрессоустойчивых крыс (n=36) исключили из исследования. Затем сформировали контрольную (n=16) и опытную (n=16) группы. В каждой группе выделили подгруппы, включавшие крыс с высокой и низкой стрессоустойчивостью, по 8 животных в каждой. В опытной группе через 24 ч после моделирования ушиба сердца из межжелудочковой перегородки, передних стенок левого и правого желудочков иссекали фрагменты миокарда 5×5 мм, изготавливали гистологические срезы, проводили реакцию с первичными поликлональными антителами Anti-Beclin-1. Полученные образцы исследовали под микроскопом.
Результаты. Иммуногистохимическое исследование выявило статистически значимое увеличение (p=0,0002) экспрессии белка Beclin-1 в цитоплазме кардиомиоцитов в опытной группе по сравнению с контрольной вне зависимости от исходной стрессоустойчивости. Однако в миокарде высокоустойчивых к стрессу травмированных крыс наблюдали более выраженный уровень экспрессии белка Beclin-1 (Me=4,3; LQ=4,0; HQ=4,3) в сравнении с низкоустойчивыми особями (Me=3,6; LQ=3,3; HQ=3,6) (p=0,0009).
Заключение. Выявленное увеличение экспрессии белка Beclin-1 в посттравматическом периоде экспериментального ушиба сердца свидетельствует об активации процессов аутофагии. Выраженность аутофагии различалась в зависимости от стрессоустойчивости организма животного.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Цель исследования — изучить результативность теоретической подготовки и освоения практических навыков во время обучения сердечно-легочной реанимации иностранных студентов высшей медицинской школы.
Материал и методы. Провели проспективное рандомизированное исследование «Simulation-based СPR training among international medical students: perspectives for medical education (Симуляционное обучение сердечно-легочной реанимации (СЛР) иностранных студентов-медиков: перспективы медицинского образования)», в котором приняли участие студенты, обучающиеся на специалитете по специальности 31.05.01 Лечебное дело на английском языке. Провели рандомизацию участников (n=71) методом конвертов на 3 группы. В каждой группе студенты изучали методическое пособие на платформе Европейского совета по реанимации (ЕСР). В группе 1 (n=21) студенты не получали дополнительных обучающих материалов и практик. Студентам группы 2 (n=25) дополнительно предоставили ссылку на видео-урок по СЛР на канале ERC Youtube. В группе 3 (n=25) студенты дополнительно работали над созданием 3-х интеллект–карт: по анатомии и физиологии сердца, алгоритму СЛР. На 1-м этапе все участники прошли теоретическую подготовку. Второй этап был представлен симуляционным тренингом «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция». В конце курса проводили экзамен практического навыка выполнения непрерывных компрессий грудной клетки.
Результаты. Большинство студентов прошли тестирование на платформе ЕСР с 1-й или 2-й попытки. Участники симуляционного курса демонстрировали высокую результативность обучения: между группами не выявили статистически значимых отличий по количеству выполняемых компрессий, их средней частоте. Постановку рук на центре грудной клетки выполняли практически все участники обучения. Эффективность декомпрессий в группах составляла 71–77% (р=0,811). Большинство студентов выполняли компрессии грудной клетки на необходимую глубину и с рекомендованной частотой (р=0,62).
Заключение. Инициированный иностранными студентами образовательный проект имел положительные результаты: итоговое знание алгоритма проведения сердечно-легочной реанимации, приобретение технического навыка выполнения компрессий грудной клетки и искусственных вдохов, умение пользоваться автоматическим наружным дефибриллятором, навык командной работы.
ISSN 2411-7110 (Online)