Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск
Том 20, № 5 (2024)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4-14 1129
Аннотация

Цель исследования — изучить исходы заболевания в неонатальном периоде у недоношенных новорожденных.

Материалы и методы. В исследование включили 58 недоношенных новорожденных, которых разделили на 2 группы: «А» (n=34) — с неблагоприятным течением неонатального периода, закончившимся летальным исходом, и «В» (n=24) — без летального исхода. Провели клиническую оценку состояния детей: исследование газового состава, кислотно-основного состояния (КОС) и лактата крови; регистрацию параметров искусственной вентиляции легких; расчет среднего давления в дыхательных путях, индекса оксигенации (OI) и эффективности вентиляции (VEI); показателей нейросонографии (НСГ) и, при летальном исходе, патологоанатомическое и гистологическое исследование головного мозга.

Результаты. В группе «А» гиперлактатемию выявили у 24 пациентов (70,5%), группе «В» — у 12 (50%). Средняя концентрация лактата в группах «А» и «В» составила 8,1±3,3 и 6,3±2,8 ммоль/л соответственно. В группе «А» у 19 (55,9%) новорожденных определили ацидоз тяжелой степени, которому соответствовал рН — 7,19–6,80, в группе «В» всего у 8 (33,3%) детей определили рН от 7,0 до 7,19. При рождении у новорожденных обеих групп выявили дефицит оснований (ВЕ), в группе «А», по сравнению с группой «В», его величина оказалась значимо ниже (р=0,004). Тенденции к уменьшению ацидоза и нормализации КОС у детей группы «А» не наблюдали. В группе «В» показатель ВЕ в плазме крови к 96 ч постнатальной жизни нормализовался. Частота встречаемости периинтравентрикулярных кровоизлияний (ПИВК) II, III степени и кровоизлияний другой локализации в группе «А» составила 8 (23,5%), 9 (26,5%) и 3 (8,8%), соответственно, в группе «В» ПИВК I степени и кровоизлияний другой локализации — 5 (20,8%) и 1 (4,2%), соответственно. У новорожденных, имевших ПИВК II степени, при рождении диагностировали лактат-ацидоз тяжелой степени: рН венозной крови — 6,97[6,8; 7,22], ВЕ — (–21,6) [–30; –7,2] ммоль/л, лактат — 8,5[6,3;12,9] ммоль/л, рО₂ — 50,5 [20,5; 64] мм рт. ст. У детей, имевших ПИВК III степени, определили рН — 7,26 [7,12; 7,28], ВЕ — (–8,1) [–8,9; –7] ммоль/л, лактат — 7,6 [4,8; 8,9] ммоль/л, рО₂ — 33 [30; 50] мм рт. ст. В возникший патологический процесс вовлекались все структуры головного мозга, было характерно повреждение клеток различной степени: отсутствие или деформация ядер, ядрышек, расположение хроматина по периферии ядра. Неблагоприятным фоном являлась морфологическая незрелость структур головного мозга. 

Заключение. Диагностированный при рождении недоношенного ребенка лактат-ацидоз является одним из критериев степени тяжести перинатальной гипоксии. Критические показатели рН, ВЕ и лактата, отсутствие ответа на проводимое лечение способствуют развитию повреждений структур головного мозга, что ухудшает прогноз для жизни ребенка. Сохраняющиеся в течение 2-х сут жизни глубокие изменения кислородного статуса и лактата приводят к формированию ПИВК тяжелой степени и необратимым изменениям в головном мозге. 

15-23 992
Аннотация

Политравма у детей является одной из наиболее частых причин смертельных исходов в педиатрической интенсивной терапии. 

Цель исследования — оценить влияние системных кортикостероидов (КС) на клинико-лабораторный статус и исходы тяжелой политравмы у детей, нуждающихся в лечении в ОРИТ. 

Материалы и методы. Ретроспективное обсервационное мультицентровое исследование (тип «случай-контроль» и поперечное), выполнили на базе педиатрических ОРИТ Российской Федерации. Обследовали 203 ребенка с тяжелой политравмой. Оценка по шкале AIS составила 36,81 (25–48), по шкале PTS — 5,2 (2–8) баллов. КС применили у 113 (55,7%) детей. Летальный исход имел место у 19 (9,36%) пациентов. 

Результаты. Установили, что наиболее выраженные изменения показателей гомеостаза у детей с политравмой отмечаются при поступлении в стационар по сравнению с последующими сутками лечения в ОРИТ: увеличение ферментативной активности амилазы (35,3 vs 18,3; р0,001) и активированного парциального тромбопластинового времени (28,9 vs 25,8; р0,001). Дотация жидкости в первые сутки лечения в ОРИТ составляет 118,53% от возрастной потребности в жидкости, в то время как в последующие дни она не превышала 84,42% (р0,001). Выявили, что у детей, которым не назначали КС, отмечаются более высокие показатели систолического артериального давления в первые три дня лечения в ОРИТ, с их снижением к пятому дню и тенденцией к артериальной гипертензии на 6–7-е сут. При использовании КС показатели артериального давления пациентов оставались стабильными на протяжении всех первых семи дней после травмы, что способствовало благоприятному исходу. 

Заключение. Применение КС у детей с тяжелой политравмой в 1-е сут лечения в ОРИТ способствовало стабилизации показателей гемодинамики и регрессированию явлений шока. Положительная реакция на назначение КС при политравме у детей, может рассматриваться в качестве маркера благоприятного течения патологического процесса на протяжении всего лечения в ОРИТ.

24-30 950
Аннотация

Цель исследования. Повышение эффективности лечения детей с тяжелым течением внебольничной пневмонии (ВП) путем включения в схему терапии сукцинатсодержащего кристаллоидного раствора (ССКР).

Материалы и методы. В исследование включили 100 пациентов с диагнозом ВП. 24 пациента составили проспективную группу (основная), в которой применяли ССКР. Эту группу разделили на 2 подгруппы по 12 человек в зависимости от скорости введения ССКР (подгруппа 1 — 2,5 мл/кг/ч и подгруппа 2 — 5,0 мл/кг/ч). Ретроспективную группу (сравнения) составили 76 пациентов. В данной группе лечение пациентов осуществляли без использования ССКР.

Результаты. У детей основной группы по сравнению с группой сравнения наблюдали более выраженное снижение концентрации D-димеров к 3-м сут (на 418,5 нг/мл против 137,0 нг/мл, p=0,026) и фибриногена к 3-м (на 1,7 г/л против 0,2 г/л, p0,001) и 5-м сут (на 3,8 г/л против 0,5 г/л, p=0,002) госпитализации. Снижение концентрации фибриногена отметили в обеих подгруппах основной группы. При этом на 2-е сут пребывания в ОРИТ в 1-й подгруппе она была значимо выше, чем во 2-й (p=0,034). Выявили значимое увеличение АЧТВ на 3-и сут в основной группе — на 9,7 с против 2,9 с в группе сравнения, p0,001. Установили прямую корреляцию между концентрацией фибриногена и количеством нейтрофилов на 2-е сут (r=0,479, p=0,033) пребывания пациентов в ОРИТ.

Заключение. Включение ССКР в схему лечения детей с тяжелым течением ВП способствует предотвращению тромботических осложнений, устраняя гипоксические нарушения в системе коагуляции и потенцируя эффекты нефракционированного гепарина. Введение ССКР со скоростью 5,0 мл/кг/ч эффективно снижает маркеры гиперкоагуляции, в то время как введение со скоростью 2,5 мл/кг/ч обеспечивает потенцирование эффектов нефракционированного гепарина. Влияние инфузии ССКР на систему гемостаза при тяжелом течении ВП можно оценить, как умеренное антикоагулянтное. 

31-36 886
Аннотация

Ультразвуковое исследование поджелудочной железы (ПЖ) применяют для оценки структуры органа и диагностики различных заболеваний. При этом опубликованных результатов анализа ультразвукового исследования ПЖ новорожденных из группы высокого риска очень мало.

Цель исследования — изучить особенности эхогенности ПЖ у новорожденных из группы высокого риска и оценить связь между паттерном эхогенности ПЖ и клиническим диагнозом.

Материалы и методы. В проспективное обсервационное ультразвуковое исследование типа «случай–контроль» включили 105 новорожденных, которых разделили на две группы. В 1-ю группу (высокого риска) включили 55 пациентов отделения интенсивной терапии новорожденных, во 2-ю группу (сравнения) — 50 новорожденных, доставленных на амбулаторный прием без информации об осложнениях беременности или родов в анамнезе. Провели ультразвуковое исследование брюшной полости с акцентом на ПЖ. Эхогенность ПЖ оценивали по отношению к печени как гиперэхогенную, изоэхогенну или гипоэхогенную. 

Результаты. Размеры ПЖ у новорожденных обеих групп существенно не различались. У пациентов из группы высокого риска выявили значительное преобладание гиперэхогенности над гипоэхогенностью или изоэхогенностью. Установили межгрупповое различие в эхогенности ПЖ (р=0,0001). У новорожденных группы сравнения преобладала изоэхогенность ПЖ (60%), реже обнаруживали гиперэхогенность (34%) и гипоэхогенность (6%). У новорожденных из группы высокого риска чаще выявляли гиперэхогенность ПЖ (72,72%) и значительно реже — гипоэхогенность (10,9%) и изоэхогенность (16,36%). У 83,3% младенцев, рожденных от матерей, страдающих сахарным диабетом, наблюдали гипоэхогенность ПЖ. Высокую частоту гиперэхогенности (83%) в группе высокого риска отметили среди недоношенных новорожденных и переживших перинатальную асфиксию. Гипоэхогенность ПЖ встречали с равной частотой у новорожденных мальчиков и девочек (50%); изоэхогенный паттерн преобладал у девочек (77,3%) по сравнению с мальчиками (22,2%), а гиперэхогенный - чаще встречался у мальчиков (57,5%).

Заключение. Оценка состояния ПЖ у новорожденных из группы высокого риска и мониторинг отдаленных исходов имеют решающее значение, особенно у детей, чьи матери страдают сахарным диабетом.

37-43 832
Аннотация

Цель работы. Оценить возможность применения технологии неинвазивного контроля гемодинамики, основанного на ультразвуковой допплерографии во время операции на открытом сердце у детей.

Материал и методы. В обсервационное, проспективное, одноцентровое исследование включили 20 пациентов в возрасте от 10 до 34 мес. с врожденными пороками сердца: 10 пациентам выполнили коррекцию дефекта межпредсердной перегородки (группа ДМПП), 10 пациентам — коррекцию дефекта межжелудочковой перегородки (группа ДМЖП). Всем пациентам проводили измерение сердечного выброса (CВ) для подбора кардиотонической и инфузионной терапии в 3-х контрольных точках: в операционной после интубации трахеи перед кожным разрезом (точка 1), на этапе разведенной грудной клетки после окончания искусственного кровообращения (ИК, точка 2) и после сведения грудины перед переводом пациента в ОРИТ (точка 3). 

Результаты. В 1-й точке измерения CВ были в пределах возрастной нормы как у пациентов с ДМПП, так и с ДМЖП: 5,2 л/мин [4,7; 5,5] и 5,1 л/мин [4,6; 5,6], соответственно. В точке 2 оценку СВ удалось провести 15 пациентам из 20: в группе ДМЖП — у 8; в группе ДМПП — у 7. Охват составил 75% по причине невозможности провести замеры в виду особенности укладки 5 пациентов на операционном столе. После окончания ИК у двоих пациентов с ДМЖП (25%) отметили гипотонию со снижением CВ до 3,6 л/мин, что гемодинамически ниже возрастной нормы (5,1 л/мин). Этим пациентам произвели смену препарата кардиотонической поддержки (КТП) с допамина в дозе 7 мкг/кг/мин на адреналин в дозе 0,05 мкг/кг/мин. При повторном ультразвуковом измерении у указанных пациентов отметили стабилизацию показателей гемодинамики с повышением CВ до возрастных норм: 5,2 и 5,0 л/мин [4,1; 6,1]. После сведения грудины, в обеих группах показатели СВ статистически значимо не отличались от возрастных норм.

Заключение. Примененный для измерения СВ аппарат USCOM может использоваться для интраоперационной оценки гемодинамики и подбора КТП, в том числе на этапах с открытой грудной клеткой. Однако его рутинное применение на всех этапах операции со срединной стернотомией затруднительно, потому что требует времени на выведение проекции аортального клапана. 

44-54 784
Аннотация

Цель исследования: оценить эффективность и безопасность стандартизированного протокола СРАР-терапии в родовом зале у поздних недоношенных детей с острой дыхательной недостаточностью (ОДН), вызванной различными заболеваниями.

Материалы и методы. На базе Екатеринбургского перинатального центра провели ретроспективное сравнительное исследование эффективности применения стандартизированного протокола СРАР. Анализировали когорты поздних недоношенных новорожденных (340–366 нед). В группу сравнения (С, n=256) включили детей с проведенной в родовом зале СРАР-терапией за период 12 мес. 2020 г. до введения протокола. В группу исследования (И, n=169) — детей за период с апреля по декабрь 2022 г. после введения протокола. В группах С и И выделили подгруппы на основании причины ОДН — транзиторное тахипноэ новорожденных (ТТН), респираторный дистресс синдром (РДС) и врожденная инфекция (ВИ): подгруппы СТТН (n=100), ИТТН (n=89), СРДС (n=84), ИРДС (n=39), СВИ (n=54), ИВИ (n=37). Другие причины ОДН в группе С и И составили n=18 и n=4, соответственно.

Результаты. Выявили, что лечение по протоколу СРАР привело к уменьшению в среднем на 1-е сут продолжительности искусственной вентиляции легких (ИВЛ) (р=0,013), снижению частоты регистрации церебральной ишемии (ЦИ) с 64,1 до 53,2% (р=0,022), продолжительности госпитализации в отделении патологии новорожденных с 12 до 11 суток (р=0,001) и общей продолжительности госпитализации с 16 до 14 сут (р=0,001), а также снижению частоты ЦИ в подгруппе ИТТН по сравнению с CТТН (38,2 против 61,0%, р=0,002). В подгруппах РДС и ВИ статистически значимых различий не выявили. Частота и продолжительность биназального СРАР (BinCPAP) и ИВЛ в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных не различалась в подгруппах. Среди детей с врожденной инфекцией в первые 24 ч выявили пневмоторакс: в группе С — у одного пациента, в группе И — у двоих пациентов (р=0,339). Повреждений носовых ходов в группах не зафиксировали.

Заключение. Применение стандартизированного протокола СРАР-терапии для новорожденных старше 350 нед. гестации с дыхательной недостаточностью любого генеза позволяет значимо снизить тяжесть и продолжительность заболеваний, и может быть рассмотрено в качестве базовой респираторной стратегии в родовом зале при наличии соответствующих показаний. 

ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ

55-69 1426
Аннотация

В детской онкологии и гематологии практически невозможно обойтись без центрального венозного доступа, поэтому частота катетеризаций центральных вен у пациентов этого профиля остается высокой. Процесс установки устройств венозного доступа может сопровождаться развитием осложнений, в том числе жизнеугрожающих. 

Цель. Оценить возможные причины развития осложнений при установке систем центрального венозного доступа для разработки мер профилактики.

Материалы и методы. В анализ включили 1512 авторских наблюдений у пациентов в возрасте от 1 мес. до 20 лет, находящихся на лечении в НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева в период 2019–2022 г. Рассмотрели 10 осложнений: неоднократная пункция вены, расположение проводника/катетера в неправильном положении, узлообразование проводника, жизнеугрожающие аритмии, фиксация проводника в трабекулярной сети правого желудочка, пункция артерии, пневмоторакс, гематоракс, пункция ткани легкого, синдром Горнера. Кроме того, выделили 4 редких осложнений, таких как: повреждение диафрагмального нерва, тампонада сердца, альвеолярное кровотечение, псевдоаневризма артерии. 

Результаты. Основной причиной развития всех осложнений является механическое повреждение иглой или проводником/катетером анатомических структур. В случае повреждения целостности сосуда и развития гематомы к повреждающим причинам присоединяется компрессия гематомой. В развитии таких осложнений как узлообразование проводника и аритмии сердца играет роль чрезмерно глубокое введение проводника. Основным методом профилактики развития осложнений является обучение медицинского персонала и тщательное соблюдение алгоритмов катетеризации вен.

Заключение. Катетеризация центральных вен остается манипуляцией, сопровождаемой возможным развитием осложнений. Применение ультразвуковой навигации в настоящее время не позволяет полностью избежать развития осложнений, но увеличивает вероятность пункции вены с первой попытки, что способствует снижению частоты их развития. Понимание причин развития различных видов осложнений, в том числе редких, при установке систем центрального венозного доступа позволяет своевременно их диагностировать и оказывать необходимую помощь.

70-76 834
Аннотация

Цель — демонстрация альтернативного подхода к респираторной терапии при дыхательной недостаточности, осложненной легочной гипертензией, при неэффективной традиционной ИВЛ и ВЧ ОВЛ.

Пациент и методы исследования. Проанализировали лабораторные данные, параметры вентиляции, гемодинамические показатели при проведении ИВЛ у ребенка с массой тела при рождении 1300 г, дыхательной недостаточностью, осложненной легочной гипертензией. Показали этапы подбора параметров и режимов искусственной вентиляции легких с переходом на режим APRV (Airway pressure release ventilation). Использовали рентген контроль органов грудной клетки, ЭХО-КГ.

Результаты. Применение режима APRV при неэффективности традиционных подходов позволило «стабилизировать» легкие за счет рекрутирования альвеол без применения глубокой седация и миорелаксации. К 20-м сут жизни ребенка перевели на самостоятельное дыхание. На 29-е сут — перевели для дальнейшего лечения в отделение патологии новорожденных, на 49 — ребенок был выписан в удовлетворительном состоянии.

Заключение. У новорожденных с тяжелой дыхательной недостаточностью необходимо дальнейшее исследование использования режима APRV в качестве альтернативы неэффективной традиционной ИВЛ с разработкой рекомендаций по его применению. 

77-80 788
Аннотация

 Цель — оценить результат применения экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) для жизнеобеспечения в комплексном лечении пациента с рефрактерной желудочковой тахикардей, возникшей после операции Фонтена.

Пациент и методы. У ребенка 4-х лет спустя 18 ч после операции Фонтена зарегистрировали рефрактерную желудочковую тахикардию (до 250 уд/мин) с депрессией гемодинамики. На фоне сердечнолегочной реанимации и антиаритмической терапии, которые не оказали желаемого эффекта, выполнили рестернотомию с центральным подключением веноартериальной ЭКМО и последующей диагностической ангиокардиографией. При контрастировании кавопульмонального тракта выявили стеноз левой легочной артерии, провели баллонную ангиопластику со стентированием.

Результаты. После стентирования левой легочной артерии в течение 24 ч на фоне ЭКМО и продолжающейся антиаритмической терапии отметили купирование желудочковой тахикардии и восстановление синусового ритма. На 3-и сут при пробной остановке ЭКМО по данным трансторакальной ЭхоКГ регистрировали удовлетворительную сократительную способность единого желудочка, после чего выполнили отключение ЭКМО и ушивание грудной клетки. Пациентку выписали из стационара на 47-е сут в удовлетворительном состоянии.

Заключение. Своевременное подключение веноартериальной ЭКМО при купировании рефрактерной желудочковой тахикардии у 4-летнего ребенка, выявление и устранение послеоперационных резидуальных явлений с применением комбинированной медикаментозной антиаритмической терапии позволяет восстановить правильный ритм сердца и избежать неврологических осложнений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-9779 (Print)
ISSN 2411-7110 (Online)