ТРАВМА. КРОВОПОТЕРЯ. ГИПОКСИЯ
В работе проводится сравнение наиболее распространенных в настоящее время цитогенетических методов (анализ хромосомных аберраций и микроядерный тест) для оценки действия стрессовых факторов на примере ионизирующей радиации. Приведенные экспериментальные результаты позволяют сделать вывод, что микроядерный тест (МЯ-тест) отражает состояние генома и выявляет повреждения при очень слабых воздействиях. С помощью этого микроядерного теста показано, что гемическая гипоксия и реинфузия, как и другие стрессовые факторы, вызывают дестабилизацию генетического материала.
Кровотечение из области большого дуоденального сосочка (БДС) является одним из наиболее частых осложнений ЭРХПГ с/без ПСТ.
Цель исследования — оценка частоты осложнения и эффективность методов профилактики.
Материалы и методы. За период с 1994 г. по 2005 г. в ГВКГ им. Н. Н. Бурденко проведено 1373 ЭРХПГ с/без ПСТ, из которых выделены две группы. Группа I — 326 больных (75,1% мужчин, 58,2±16,1 лет), которым медикаментозную профилактику постманипуляционных осложнений не проводили, а ПСТ выполняли по стандартной методике. Группа II — 1047 больных (мужчин 71,9%, средний возраст 56,3±14,5 лет), у которых проводили эндоскопическую (выполнение ПСТ с использованием атипичной или комбинированной методик) и медикаментозную (введение октреотида и ингибиторов про-теаз) профилактику осложнений. Оценивали частоту развития кровотечения из области БДС и потребность в проведении эндоскопической остановки кровотечения.
Результаты. Непосредственно после манипуляции кровотечение, потребовавшее эндоскопической остановки, возникло у 24 (7,3%) и 43 (4,1%) больных в группах I и II, соответственно (p<0,001). Через 24 часа кровотечение развилось у 6 (13,9%) и 3 (3,9%) больных (p<0,001), причем у 1 (2,3%) и 2 (2,6%) больных из группы I и II это потребовало проведения хирургического вмешательства. Через 48 часов рецидив кровотечения выявлен у 1 больного в каждой из исследуемых групп, а признаки нестойкого гемостаза при ЭГДС (Forrest 2 a,b) были выявлены у 6 (13,9%) и 5 (6,6%), p<0,05.
Заключение. После проведения ЭРХПГ с ПСТ кровотечение возникает у 4,9% больных. В связи с этим, больные после ЭРХПГ требуют наблюдения в условиях реаниматологического отделения. Проведение ПСТ с использованием атипичной и комбинированной методик, а так же назначение октреотида и ингибиторов протеаз эффективно снижает риск данного осложнения.
Целью исследования явилось изучение сократимости сердца в различные сроки посттравматического периода и устойчивости миокарда к дефициту кислорода и глюкозы при тяжелой черепно-мозговой травме (ЧМТ).
Материалы и методы. Эксперименты выполнены на 140 белых беспородных крысах-самцах с использованием методики изолированного изоволюми-чески сокращающегося сердца по E. T. Fallen et al. через 1 ч, 1, 7, 30 суток после травмы.
Результаты. Изменения сократительной функции сердца и его метаболизма регистрировались, начиная с 1 ч посттравматического периода, и в основном проявлялись на этапе реоксигенации после гипоксической пробы. Наиболее значительные нарушения выявлены через 1 сут после ЧМТ в группе животных с неблагоприятным течением посттравматического периода. Улучшение силовых и скоростных показателей сократимости изолированных сердец через 30 сут после травмы и их метаболизма сочеталось со снижением резистентности миокарда к гипоксии и дефициту глюкозы.
Заключение. Тяжелая ЧМТ сопровождается депрессией сократимости сердца и возросшей зависимостью миокарда от обеспечения кислородом и глюкозой, что может быть связано с такими патогенетическими факторами, как гипоксия, нарушение биоэнергетики, окислительный стресс и нарушение баланса Са2+.
Целью настоящего исследования явилось изучение клинической эффективности применения субстратного антиги-поксанта-антиоксиданта Реамберина в коррекции тканевой гипоксии и СРО у больных с кровопотерей тяжелой степени язвенной этиологии. В работе представлены результаты исследования по применению Реамберина в терапии постгеморрагической гипоксии с одновременной оценкой метаболизма и показателей системы ПОЛ-АОС у больных с ЯГДК.
Материалы и методы. Обследовано 36 пациентов с ЯГДК с дефицитом ОЦК — 30—40% и глобулярный объём — 50—60%. Системная гемодинамика исследовалась методом ИРГТ реоанализатором «Диамант». Определяли и рассчитывали показатели кислородтранспортной функции крови. Для экспресс-диагностики и оценки суммарного состояния процессов СРО использовали методику регистрации активированной H2O2 хемилюминесценции в присутствии Fe+2. О нарушениях метаболизма судили по уровню концентрации лактата и глюкозы.
Результаты. Установлено, что острая кровопотеря язвенной этиологии вызывает выраженные расстройства системной гемодинамики и микроциркуляции, нарушения метаболизма, кислородного баланса и тканевой перфузии, интенсифицирует процессы СРО и ПОЛ, а использование Реамберина 1,5% в объеме 800 мл/сут позволяет существенно уменьшить степень специфических поражений клеточного метаболизма при критических состояниях — тканевой гипоксии, дисфункции МХ, активации СРО, дисбаланса системы ПОЛ-АОС.
Заключение. Показано, что включение Реамберина в интенсивную терапию острой кровопотери позволяет снизить степень проявления тканевой гипоксии, улучшает процессы доставки и потребления кислорода. Препарат активирует антиоксидантную систему и тормозит процессы ПОЛ в ишемизи-рованных тканях, уменьшает тяжесть патологических эффектов гипоксии при реперфузии и реоксигенации.
МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ КРИТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Цель исследования — выявить особенности биоритмов обмена железа и эритропоэза при термической травме и определить их роль в патогенезе анемии.
Материалы и методы. Обследовано 75 больных в возрасте от 32 до 45 лет с обширными (площадью до 50% поверхности тела) поверхностными (II—III степени) термическими ожогами. Контрольную группу составили 108 доноров в возрасте 25—35 лет. Обследование проводили 4 раза в сутки на 1, 2, 3, 7,14, 21, 28, 38, 48, 60-е сутки после травмы. Изучена суточная динамика титра эритропоэтина (ЭП), ферритина (Ф), концентрации сывороточного железа (КСЖ), МДА, популяций неэффективного, нормального и терминального типов кинетики эритрона (по активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г-6-ФДГ).
Результаты. Обнаружено, что прогрессирующее снижение содержания эритроцитов и гемоглобина, наиболее интенсивное в течение трех недель после травмы, коррелирует с ростом популяции микроцитов с низкой активностью Г-6-ФДГ и укороченной продолжительностью жизни на фоне значительного повышения концентрации Ф, ЭП и МДА в вечерние часы. Утром увеличена продукция высокоактивной популяции макроцитов — потомков терминального эритропоэза, что обусловливает снижение КСЖ и нивелирование ее циркадианного ритма вследствие повышенной утилизации микроэлемента.
Заключение. Установлено, что избыток тканевого фонда железа вследствие повышенного фагоцитоза короткоживущих эритроцитов, а также ингибирование апоптоза высоким титром ЭП являются ведущими механизмами ожоговой анемии. В их основе — стимуляция альтернативных типов кинетики эритрона — терминального и неэффективного.
Цель. Исследование состояния азотистого метаболизма в органах портальной системы при резекции печени (РП) и гипербарической оксигенации (ГБО).
Материал и методы. Опыты проведены на 65 белых крысах самках. РП осуществляли под эфирным наркозом, удаляя электроножом части левой доли печени, что составляло 15—20% массы органа. ГБО проводили медицинским кислородом в первые трое суток после РП в режиме 3 ата, 50 мин, 1 сеанс в сутки. Объектом исследования служили ткань печени, органы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), селезёнка, желчь холе-доха. В тканях и крови определяли содержание аммиака, глутамина, мочевины.
Результаты. Резекция печени приводит к патологическому накоплению аммиака и снижению потребления «артериального» глутамина в органах ЖКТ. Одновременно начинается поступление из них мочевины в портальный кровоток, развивается глутаминовый дефицит в селезёнке, снижается аммиакопоглотительная, глутамино- и мочевиновыделительная функции печени. Применение ГБО после РП предотвращает накопление аммиака в печени и органах ЖКТ, восстанавливает аммиакпоглотитель-ную, глутамино- и мочевиновыделительную функции печени, стимулирует накопление в ней глутамина и мочевины. Одновременно в условиях ГБО усиливается поступление глутамина из органов ЖКТ в кровоток, но снижается выделение из них мочевины и содержание аммиака в крови воротной вены. ГБО устраняет формирование после РП артериальной гипераммониемии и глутаминовый дефицит в селезёнке.
Заключение. Гипербарический кислород устраняет нарушения азотистого метаболизма в органах портальной системы, регулирует компенсаторно-приспособительные реакции метаболизма аммиака, запускаемые в органах ЖКТ и селезёнке при резекции печени.
ОТРАВЛЕНИЯ И ИНТОКСИКАЦИИ
Цель исследования : выявить влияние выраженности окислительного стресса на показатели гомеостаза у больных в критическом состоянии при острых отравлениях психотропными препаратами.
Материалы и методы. У 43 больных с острыми отравлениями психотропными препаратами тяжелой степени изучали компоненты системы ПОЛ-АОС, ге-мореологические и иммунологические показатели, маркеры эндогенной интоксикации до начала интенсивной деток-сикационной терапии и на фоне лечения.
Результаты. С первых часов отравления выявлены дисбаланс в системе ПОЛ-АОС со значительным преобладанием процессов пероксидации, нарушения вязкостных характеристик крови, проявления вторичного иммунодефицита и эндогенной интоксикации. Прослежена динамика изучаемых показателей на фоне детоксикационного лечения и в ранней соматогенной стадии заболевания.
Выводы. У больных с критическими состояниями, обусловленными острыми отравлениями, выраженность окислительного стресса оказывает влияние на динамику других показателей гомеостаза и определяет тяжесть эндотоксикоза на всех этапах заболевания.
ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ
Цель исследования — сравнить эффективность и безопасность использования препаратов апротинина — трасилола и апротекса при фибринолитическом варианте ДВС-синдрома после длительных абдоминальных операций.
Материалы и методы. Обследовались пациенты, перенесшие длительные абдоминальные операции (панкреатодуоденальная резекция, гемигепатэктомия, гемиколэктомия, реконструктивно-пластические операции на желчных протоках), а также пациенты с гнойно-септическим процессом (перитонит, панкреонекроз), имевшие при поступлении в отделение интенсивной терапии признаки фибринолитическо-го варианта ДВС-синдрома: повышение уровня продуктов деградации фибрина/фибриногена (ПДФ) выше 10 мкг/мл, укорочение времени эуглобулинового лизиса ниже 180 мин, повышение фибринолитического потенциала (ФП) на фоне рыхлого сгустка по данным электрокоагулограммы (выше 1,1 усл. ед.).
Результаты. Использование ингибиторов протеаз при фибрино-литическом варианте ДВС-синдрома в раннем послеоперационном периоде позволило снизить потребность в гемотрансфузиях (на 47—67%), в переливании свежезамороженной плазмы (на 47—68%) и уменьшить количество геморрагических потерь по дренажам (на 57—73%). При использовании малых доз трасилола достоверной разницы с исходным уровнем не получено.
Заключение. При наличии у пациента фибринолитического варианта ДВС-синдрома препараты апротинина должны быть неотъемлемой частью интенсивной терапии. Сравнение эффективности трасилола и апротекса свидетельствует, по крайней мере, о равноценности этих двух препаратов апротинина в условиях применения эквивалентных доз. Применение в хирургии «малых доз» апротинина неприемлемо, так как не позволяет достаточно быстро скорректировать гемостазиологические нарушения и снизить тем самым кровопотерю.
ОБЗОРЫ И КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
В обзоре рассмотрены современные представления о функциях легочного сурфактанта (ЛС), сделан акцент на защитных и барьерных свойствах, а также свойствах поддержания врожденного локального и адаптивного иммунитета. Проведен анализ состава коммерческих препаратов ЛС, представлены сведения о качественных и количественных нарушениях ЛС при различных видах патологии новорожденных и взрослых. Проведен детальный анализ результатов клинических испытаний различных препаратов ЛС при лечении ОРДС у взрослых. Представлены новые сведения о результатах и перспективах сурфактант-терапии бронхиальной астмы, ХОБЛ и туберкулеза легких.
УЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ ОРИТ
Цель исследования : на основании имеющихся литературных данных и клинического опыта разработать систему критериев по оценке качества анестезиологической и реаниматологической помощи при выполнении аортокоронарного шунтирования (АКШ) у больных с острым коронарным синдромом (ОКС).
Материалы и методы: анализ медицинских карт пациентов с различными формами ОКС, подвергнутых хирургической реваскуляризации миокарда. Изучение и анализ современных литературных источников по интенсивной терапии и хирургическому лечению ОКС.
Результаты: приведена и обоснована балльная система критериев оценки качества анестезиологической и реаниматологической помощи у больных с ОКС. Система включает в себя характеристику качества предоперационной подготовки, анестезии, интенсивной помощи, послеоперационного пребывания в хирургическом отделении, и исход лечения. Указаны возможные области применения данной системы.
Заключение: выработанная система критериев может быть использована при оценке эффективности новых методик, техник лечения, оперативных вмешательств, медицинского оборудования, для сравнения групп больных, отобранных по определенному признаку.
Цель исследования : сравнительная оценка эффективности мер интенсивной терапии, подбираемых на основе традиционного мониторинга ЦГД или на основании данных ЧПЭхо-КГ.
Материалы и методы. Обследовали 50 больных во время шунтирования коронарных артерий с искусственным кровообращением. Провели проспективный сравнительный анализ двух алгоритмов лечебной тактики: поддержание сердечного индекса, используя максимальную волеми-ческую нагрузку, и поддержание систолической функции левого желудочка под контролем чреспищеводной эхокар-диографии.
Результаты. Для поддержания приемлемой систолической функции левого желудочка потребовались значимо (p<0,05) повышенные дозировки допамина и/или добутамина. Однако данная лечебная тактика сопровождалась существенно лучшими (p<0,05) показателями кровообращения в постперфузионный период. При этом продолжительность послеоперационной инотропной терапии у этих больных оказалась значимо (p<0,05) меньшей.
Заключение. Лечебная тактика, основанная на поддержании систолической функции левого желудочка под контролем чреспищеводной эхокардиографии, ведёт к скорейшей стабилизации кровообращения при реваскуляризации миокарда. Использование волемической нагрузки и выжидательное назначение инотропных препаратов сопровождается более длительным восстановлением функции оперированного сердца.
Цель: оценить клинические и гемодинамические эффекты СРАР-терапии в лечении альвеолярного кардиогенного отека легких (КОЛ) у пациентов с острым инфарктом миокарда (ОИМ).
Материалы и методы. В открытое проспективное исследование включено 22 пациента (19 мужчин, средний возраст 59,2±5,8 года) с КОЛ, осложнившим течение ОИМ. Прогрессирование дыхательной и левожелудочковой недостаточности, несмотря на проводимую медикаментозную и кислородотерапию КОЛ в течение 30 минут, являлось показанием к началу OPAP-терапии (7,3±1,2 см вод.ст.), которую проводили с использованием аппаратов REM-Star (Respironics, USA) и лицевых масок Ultra Mirage (ResMed, Australia). В контур маски подавался кислород 2 л/мин (FiO2 = 40%). Измерение параметров центральной гемодинамики осуществляли исходно, через 60 и 180 минут от начала OPAP-терапии при помощи термодилюционного катетера Swan-Ganz (HANDS OFF, модель AH-05000-H, ARROW, USA). Газовый состав артериальной и смешанной венозной крови определялся экспресс-методом на автоматическом газовом анализаторе (Rapidlab 348, Bayer, USA).
Результаты. У 19 (86,4%) пациентов в течение 30 мин проведения GPAP-терапии исчезал цианоз и акроцианоз, наблюдалось уменьшение количества влажных застойных хрипов в легких. Изменялся кислородный статус пациентов: достоверно увеличивался показатель PаО2 (82,5±2,5 от исходных 57,4±4,2 мм рт. ст.,p<0,05), SaO2 достигла нормальных величин через 60 минут CPAP-терапии. Отмечалось увеличение сердечного индекса (3,1±0,2 от исходных 2,3±0,1 л/мин/м2, p<0,05), снижение давления заклинивания в легочной артерии (14,4±2,1 от исходных 23,6±2,1 мм рт. ст. p<0,05), синхронизация работы правых и левых отделов сердца.
Заключение. CPAP-терапия оптимизирует лечение пациентов с ОИМ, осложненным КОЛ, приводит к нормализации газового состава артериальной крови, достоверно снижает гидростатическое легочное капиллярное давление, способствует синхронизации правых и левых отделов сердца.
ISSN 2411-7110 (Online)